АПРЕЛЬ - ИЮНЬ  

АПРЕЛЬ


01.04. Великий пост


02.04. Великий пост


03.04. Воскрешение праведного Лазаря
Друг и ученик Христа Лазарь жил в селе Вифании. Узнав о смерти Лазаря, Иисус подошел к скальной гробнице, куда было положено тело Лазаря, велел отодвинуть плиту и обратился к Марфе - сестре умершего: “Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?.. Иисус возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня, но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него”.



04.04. Цахказард. Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). День благословления детей
Праздник, отмечаемый в последнее воскресенье Великого поста, по-армянски называется Цахказард - “Украшенный цветами” и посвящен входу Христа в Иерусалим перед Пасхой. Этот день знаменует начало недели Страстей Господних, страданий Христа, которые Он претерпел, приняв их на Себя во искупление грехов человечества.
Люди, шедшие в Иерусалим на празднование Пасхи, вышли навстречу Христу с восклицаниями: “Осанна! благословен грядущий во имя Господне”. Они устилали путь Господу пальмовыми и оливковыми ветвями. Ветвь оливы считалась символом мудрости, мира, славы и ликования. На севере оливу заменяла верба, почему это воскресенье в России называется Вербным.



05.04. Страстная неделя (Седмица).
Страстной неделей называется посвященный страданиям и смерти Христа период от понедельника после праздника Цахказард до Пасхи. Эта неделя называется Великой. Великим называется и каждый из ее дней, имеющий условное название, которое посвящено тому или иному событию из жизни Спасителя

06.04. Поминовение десяти дев (от Матфея, ХХIV-ХХVI. 3)
Говоря о Своем втором пришествии, Христос рассказал притчу о десяти девах - пяти мудрых и пяти неразумных, которые взяли светильники и вышли навстречу жениху. “Неразумные, взявши светильники свои, не взяли с собою елея; мудрые же вместе со светильниками своими взяли елея в сосудах своих; и как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: “вот, жених идет, выходите навстречу ему”. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. неразумные же сказали мудрым: “дайте нам вашего елея, потому что светильники наши гаснут”. А мудрые отвечали: “чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе”. Когда же пошли они покупать, пришел жених и готовые вошли с ним на брачный мир, и двери затворились. После приходят и прочие девы и говорят: “Господи! Господи! отвори нам”. Он же сказал им в ответ: “истинно говорю вам: не знаю вас”. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий”.




07.04. АВЕТУМ, ДЕНЬ БЛАГОСЛОВЛЕНИЯ МАТЕРЕЙ
За шесть дней до Пасхи Иуда предложил первосвященникам выдать Иисуса. В этот день Иисус говорил ученикам о Своем близком уходе. Сестра Лазаря Мария, взяв “фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира... Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?.. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего; ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня - не всегда”.
Со временем миропомазание стало одним из семи христианских таинств, через которое на человека сходит божественная благодать.
В шестой же месяц послан был Агнец Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова ; имя же Деве: Мария Ангел ,войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная!...(Лука гл.-I,стр.26-38)
08.04. Страстная неделя Тайная Вечеря
Церковный обряд Великой Пятницы, посвященной Распятию Господню, начинается уже в четверг вечером и называется Хаварум (Затмение). На алтаре горят 12 свеч, в центре - одна большая. Читаются фрагменты из Евангелий, описывающие душевное смятение Иисуса и его молитву в Гефсимании, арест Христа, допрос, унижения Господа, троекратное отречение и раскаяние Петра. По прочтении каждого фрагмента гасится одна свеча и в конце остается горящей только большая. Погасшие свечи напоминают о бегстве учеников из Гефсимании, а горящая символизирует одиночество Христа.
В пятый день после входа Господа в Иерусалим, значит, по нашему в четверг, (а в пятницу вечером надлежало заклать пасхального агнца), ученики спросили Иисуса Христа: "где велишь нам приготовить Тебе Пасху?" Иисус Христос сказал им: "пойдите в город Иерусалим; там вы встретите человека, несущего кувшин воды; последуйте за ним в дом и скажите хозяину: Учитель говорит: где горница (комната), в которой бы Мне совершить Пасху с учениками Моими? Он покажет вам большую убранную горницу; там приготовьте пасху". Сказав это, Спаситель послал двух учеников своих Петра и Иоанна. Они пошли, и все исполнилось так, как сказал Спаситель; и приготовили Пасху. Вечером того дня Иисус Христос, зная, что Он будет предан в эту ночь, пришел с двенадцатью апостолами Своими в приготовленную горницу. Когда все возлегли за стол, Иисус Христос сказал: "очень желал Я есть с вами эту Пасху прежде Моего страдания, потому что, говорю вам, уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием". Потом встал, снял с Себя верхнюю одежду, препоясался полотенцем, налил в умывальницу воды и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.
Умыв ноги ученикам, Иисус Христос надел одежду Свою и, возлегши опять, сказал им: "знаете ли, что Я сделал вам? Вот, вы зовете меня Учителем и Господом и правильно зовете. Итак, если Я, Господь и Учитель ваш, умыл ноги вам, то и вы должны поступать так же. Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам". Этим примером Господь показал не только Свою любовь к ученикам Своим, но и научил их смирению, т. е. не считать за унижение для себя служить кому бы то ни было, хотя бы низшему себя человеку. После вкушения ветхозаветной Пасхи еврейской, Иисус Христос установил на этой вечери таинство Святого Причащения. Потому и называется она "тайною вечерею".
Иисус Христос взял хлеб, благословил его, переломил на части и, подавая ученикам, сказал: Приимите, ядите; сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов", (т.е. за вас предается на страдание и смерть, для прощения грехов). Потом взял чашу с виноградным вином, благословил, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, и, подавая ученикам, сказал: "пейте из нее все, это Моя Кровь Новаго Завета, за вас Проливаемая во оставление грехов".
Слова эти означают, что под видом хлеба и вина Спаситель преподал Своим ученикам то самое Тело и ту самую Кровь, которые на другой день после этого Он предал на страдания и смерть за наши грехи. Как хлеб и вино стали Телом и Кровью Господа, это тайна, непостижимая даже для ангелов, почему и называется таинством. Причастив апостолов, Господь дал заповедь всегда совершать это таинство, Он сказал: "сие творите в Мое воспоминание". Таинство это совершается у нас и теперь и будет совершаться до скончания века за богослужением, называемым Литургией или Обедней.
Во время тайной вечери Спаситель объявил апостолам, что один из них предаст Его. Они этим очень опечалились и в недоумении, смотря друг на друга в страхе стали спрашивать один за другим: "не я ли Господи?" Спросил и Иуда: "не я ли, Равви?" Спаситель тихо сказал ему: "ты", но никто этого не слышал. Иоанн же возлежал рядом со Спасителем, Петр сделал знак ему, чтобы он спросил, о ком говорил Господь. Иоанн, припадши к груди Спасителя, тихо сказал: "Господи! кто это?" Иисус Христос так же тихо ответил : "тот, кому я, обмакнув кусок хлеба, подам". И, обмакнув кусок хлеба в солило (в блюдо с солью), Он подал его Иуде Искариотскому, сказав: "что делаешь, делаей скорее". Но никто не понял, для чего это Спаситель сказал ему. А так как у Иуды был ящик с деньгами, то ученики подумали, что Иисус Христос посылает его купить что-либо к празднику, или раздать милостыню нищим. Иуда приняв кусок, тотчас вышел. Была уже ночь.
Иисус Христос, продолжая беседовать с учениками Своими, сказал: "Дети! уже не долго Мне быть с вами. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. И нет больше той любви, как если кто положит душу свою (отдаст жизнь свою) за друзей своих. Вы - друзья Мои, если исполните то, что я заповедую вам". Во время этой беседы Иисус Христос предсказал ученикам, что все они соблазнятся о Нем в эту ночь, - все разбегутся, оставив Его одного. Апостол же Петр сказал: "если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь". Тогда Спаситель сказал ему: "истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня и скажешь, что не знаешь Меня". Но Петр еще больше стал уверять, говоря: "хотя бы мне надлежало и умереть с Тобой, не отрекусь от Тебя". То же говорили и все другие апостолы. Но все же слова Спасителя опечалили их. Утешая их, Господь сказал: "да не смущается сердце ваше (т.е. не скорбите), веруйте в Бога (Отца) и в Меня (Сына Божия) веруйте". Спаситель обещал ученикам Своим послать от Отца Своего другого Утешителя и Учителя, вместо Себя - Святаго Духа. Он сказал: "Я умолю Отца, и Он даст вам другого Утешителя, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, потому что Он с вами пребывает и в вас будет (это значит, что Дух Святый пребудет со всеми истинно верующими в Иисуса Христа - в Церкви Христовой). Еще немного и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня; потому что Я живу (т.е. Я есть жизнь; и смерть не может победить Меня), и вы будете жить. Утешитель же Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что я говорил вам". Дух Святой - Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною" ( Иоан. 15, 26-27).
Иисус Христос предсказал также ученикам Своим, что много зла и бед придется им вытерпеть от людей за то, что они веруют в Него. "В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь (крепитесь)", сказал Спаситель, "Я победил мир" (т.е. победил зло в мире).
Беседу Свою Иисус Христос окончил молитвой об учениках своих и обо всех, кто будет веровать в Него, чтобы Отец Небесный сохранил их всех в твердой вере, в любви и в единодушии (в единстве) между собой.

Когда Господь окончил вечерю, еще во время беседы встал с одиннадцатью учениками Своими и, воспев псалмы, пошел за поток Кедрон, на гору Елеонскую, в Гефсиманский сад.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии: от Матфея, гл. 26, 17-35; от Марка, гл. 14, 12-31; от Луки гл. 22, 7-39; от Иоанна, гл. 13; гл.14; гл.15; гл.16; гл.17; гл.18, 1.
09.04. Страстная неделя Память Мученичества и Распятия О Богослужении в Великую Пятницу.
Христос принял смерть на кресте, тем самым даровав людям надежду на грядущее спасение. Смертью на кресте Он разорвал т.н. “долговую запись” грехов человеческих. “Четырехкрылый крест своей формой символизирует четыре благодеяния Христа: верхняя часть указывает на развержение Царства Небесного, нижняя - на разрушение ада, правая - излияние милостей, а левая - отпущение грехов. Четырехкрылый крест символизирует также четыре добродетели, которые мы должны распространить в нашем внутреннем человеке: верхняя часть означает любовь, нижняя - кротость, правая - смирение, а нижняя - терпение”, - толкует Григор Татеваци (ХIII в.).
На утрени (которая служится вечером в Великий Четверг) посреди храма читаются двенадцать Евангельских чтений, избранных из всех четырех Евангелистов, повествующих о страданиях Спасителя, начиная с последней беседы Его с учениками на Тайной Вечери и кончая погребением Его в саду Иосифа Аримафейского и приставлением воинской стражи к Его гробу. Во время чтения Евангелия верующие стоят с зажженными свечами, показывая этим с одной стороны то, что слава и величие не оставили Господа и во время Его страданий, а с другой стороны - горячую любовь к своему Спасителю.
В Великую Пятницу Литургии не бывает, т. к. в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы.
Вечерня совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на кресте, в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его.
На вечерне, при пении тропаря: "Благообразный Иосиф с древа снем пречистое Тело Твое...", священнослужители поднимают Плащаницу (т. е. изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма в преднесении светильников и при каждении фимиамом. Плащаница полагается на особо приготовленном столе (гробнице). Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницею и лобызают язвы изображенного на ней Господа - прободенные ребра, руки и ноги Его. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.


10.04. Страстная неделя Чрагалуйц Пасхи О Богослужении в Великую Субботу. Пасхальный сочельник (Разговенье).
В вечер Великой Субботы совершается литургия, а после нее предпразднество Воскресения Христова. В этот вечер заканчивается Великий пост.

Богослужение Великой Субботы посвящено воспоминанию пребывания Иисуса Христа "во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником и на престоле со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный" и, наконец, воскресения Спасителя из гроба.
Молитва пророка Иезекииля
На утрени Великой Субботы, после Великого славословия, Плащаница при пении: "Святый Боже"... выносится священнослужителями из храма на главе, при участии народа, и обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над а ом и смертью. Затем, по внесении Плащаницы в храм, она подносится к открытым царским вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая. Певчие в это время поют: Благообразный Иосиф"... Когда Плащаницу положат на место посредине храма, тогда произносится ектения и читаются: паремия из книги пророка Иезекииля о воскресении мертвых; Апостол, научающий верующих, что Иисус Христос есть истинная Пасха за всех нас; Евангелие, повествующее о том, как первосвященники с разрешения Пилата поставили стражу у гроба Господня и приложили к камню печать.

По окончании утрени верующие приглашаются восхвалить церковною песнью Иосифа Аримафейского: "Приидиде, ублажим Иосифа приснопамятного..."
Божественная Литургия в этот день бывает позже, чем во все другие дни года и соединяется с Вечернею. После малого входа и пения "Свете тихий..." начинается чтение 15-ти паремий, в которых собраны важнейшие ветхозаветные прообразы и пророчества о спасении людей Страданиями и Воскресением Иисуса Христа.
После паремий и Апостола начинается праздник Воскресения Христова. На клиросе начинают протяжно петь: "Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех...", а в алтаре в это время черные одежды престола и священнослужителей сменяются на светлые, так же и в самом храме черные облачения заменяются светлыми. Это - изображение события, что мироносицы рано утром, "еще сущи тме", видели при гробе Христовом Ангела в светлых ризах и слышали от него радостное известие о воскресении Христа.
После этого пения диакон в светлом облачении, подобно ангелу, выходит на середину храма и перед Плащаницею, чтением Евангелия, возвещает людям о Воскресении Христовом.
Затем Литургия Василия Великого продолжается обычным порядком. Вместо Херувимской песни поется песнь: "Да молчит всяка плоть человеча..." Вместо "Достойно есть" поется: "Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе..." Запричастный стих: "Воста, яко спя Господь, и воскресе спасаяй нас". По окончании Литургии бывает благословение хлебов и вина для подкрепления сил молящихся. После этого начинается чтение книги Деяний Апостольских и продолжается до начала полунощницы. В двенадцатом часу ночи, совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на престол, где она и остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокодневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении Его из мертвых. После этого верующие благоговейно ожидают наступления полуночи, в которую начинается светлая пасхальная радость величайшего Праздника Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Пасхальная радость есть святая радость, которой нет и не может быть равной на всей земле. Это нескончаемая вечная радость вечной жизни и блаженства. Она и есть, именно, та радость, о которой сказал Сам Господь: "Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас" ( Иоан. 16, 22).

11.04. Светлое Христово Воскресение. Затик. Пасха.
Идея воскресения является основополагающей в христианстве. Ее смысл в переходе от смерти к новой жизни, от земли к небу. В день Пасхи ранняя церковь отмечала распятие Христа. С IV в. акцент был смещен на Воскресение Христово, которое взяло на себя основную смысловую нагрузку. Конкретный день празднования Пасхи долгое время оставался причиной дискуссий. Апостольские каноны требуют отмечать Пасху через сорок дней по завершении Великого поста. Восточные христиане, следуя иудео-христианской традиции, праздновали ее по иудейскому лунному календарю 14 нисана; в Риме Пасха праздновалась в первое воскресенье после первого новолуния по весеннем равноденствии. Поскольку Пасха связана с лунным календарем, то является подвижным праздником и дата ее празднования с годами может давать расхождение. Вопрос был решен на I Вселенском соборе, постановившем, что Пасху “следует отмечать в следующее после полнолуния воскресенье, наступающее после весеннего равноденствия”.
Армянское слово “Затик” (“Пасха”), происходит, видимо, от “азатутюн, азатвел” (свобода, освобождаться) и означает избавление от страданий, зла и смерти. Приветствуя друг друга в Пасху, русские христиане говорят: “Христос воскрес!” - “Воистину воскрес!” Армянские христиане говорят друг другу: “Христос воскрес из мертвых!” - “Благословенно Воскресение Христово!”.
12.04. День Пасхи Мерелоц
13.04. День Пасхи
14.04. День Пасхи
15.04. День Пасхи
16.04. День Пасхи

17.04. Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня, Иоанна.
Пророка Иоанна не останавливала угроза расправы, нависшей над ним из-за обвинений в адрес правителя Галилеи Ирода Антипы. Тот собирался казнить пророка, но боялся народа, который почитал Иоанна за святого. В день рождения Антипы его падчерица Саломия исполнила такую пляску, что пьяный правитель поклялся дать ей все, что она попросит. По наущению Иродиады, затаившей злобу на Иоанна, Саломия потребовала голову пророка. “И опечалился царь; но ради клятвы и возлежавших с ним, повелел дать ей. И послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице“.
Автор книги “История страны Агван” Мовсес Каганкатваци (VII в.) изложил предание о том, как голову Иоанна привезли в Арцахскую (Карабахскую) область в Армении, погребли в Гандзасаре, а на месте погребения возвели храм Св. Иоанна Гандзасарского.



18.04. Новое Воскресение.
Первое воскресенье после Пасхи называют Новым, реже - воскресеньем Фомы или Антипасхой (греч. - “вместо Пасхи”). Армянское слово “кираки”, которым обозначается воскресный день вообще, происходит от греческого “кюракэ”, что значит “день Господень”, ибо в этот день недели воскрес Христос.
В вечер Своего Воскресения Господь явился в горницу иерусалимского дома, где собрались все апостолы, за исключением Фомы, и показал им Свои израненные руки, ноги и ребра. Узнав о явлении Господа, Фома воскликнул, что не поверит, пока не увидит сам и не вложит пальцев в Его раны. Через восемь дней апостолы - и с ними Фома - были вместе, и Христос, минуя запертые двери и окна, стал среди них. Иисус сказал Фоме: “Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие”.
Праздник Нового Воскресенья установлен в честь основания Церкви Христовой через проповедническую деятельность апостолов и крещение языческих народов.
19.04.
20.04.
21.04.
22.04.
23.04.
24.04. Геноцида Армян в 1915 г.
Армянская церковь отмечает память жертв первой мировой войны и геноцида армян в 1915 г. Вступив в первую мировую войну на стороне Германии, Турция объявила России “священную войну”, отзвуком чего стал геноцид союзных с Россией армян. Мобилизовав мужское население Западной Армении, турецкое командование изолировало армянских офицеров и солдат и расстреливало их группами. 24 апреля началось планомерное истребление гражданского населения. Свыше миллиона людей было убито и замучено, примерно столько же армянских детей, женщин и стариков скончались в пустынях, были утоплены в реках, сожжены на кострах. Армянам разрезали грудь крест-накрест и восклицали: “Ну, где ваш Христос? Почему он не спасает вас?” Вместе с армянами были убиты сотни тысяч представителей других христианских народов, населявших Османскую империю.
Государства Европы, в том числе Россия (в 1995), осудили геноцид как преступление против человечества.



25.04. Зеленное Воскресение.
Второе воскресенье после Пасхи называется Зеленым, или Ашхараматур - Всемирная церковь. Символ происходит от горницы иерусалимского дома, где после Воскресения Христова собирались апостолы и которая стала прообразом первой христианской церкви. Символ представляет собой идеальную Церковь Христову, исповедующую братство и равенство. “Верующие были вместе и имели все общее”, - так описывает св. Лука
начальный период апостольской церкви.
Некоторые связывают название данного воскресенья с расцветом природы, другие под иерусалимской горницей подразумевают символическую первую поросль мирового христианского древа.
26.04.
27.04.
28.04.
29.04.
30.04.

МАЙ

01.04

02.05. Красное Воскресение
Третье послепасхальное воскресенье называется Красным. Каких-либо документов, проливающих свет на происхождение его названия, не имеется. Единственным источником можно считать труд католикоса Бабкена I (V-VI в.) “Христианство”, где цитируются стихи о том, что Красное воскресенье напоминает о пролитой крови Господней.
03.04.
04.04.
05.-4.
06.04.
07.04.
08.04.


09.05. Еревман Сурб Хач.
Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме Утром 19 мая 351 г. над Иерусалимом вспыхнул огромный лучезарный крест. Он укрыл собою небо от Елеонской горы до Голгофы и был виден отовсюду. Случилось это при Иерусалимском патриархе Кирилле. Описание явления креста Господня, изложенное им для императора Констанция, было переведено на армянский язык и читалось в церквях в день Явления на небе Креста Господня в Иерусалиме.
10.04.
11.04.
12.04.
13.04.
14.04.
15.04.
16.04.Вс
17.04.
18.04.
19.04.


20.05. Вознесение Господне. (Амбарцум).
Вознесение Господня. Вознесение Господне отмечается на сороковой день после Пасхи. В его основе лежит повествование о том, как воскресший Христос призвал апостолов на Елеонскую гору и благословил их на всемирную проповедь: “Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Духа Святого, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и вот, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь”. С этими словами Он стал отдаляться, вознесся и скрылся в облаке и “воссел одесную Бога”. Пока апостолы взирали на небо, явились два ангела и поведали о вознесении Христа, Который в свое время явится вновь для суда над человечеством и утверждения царства небесного: Он “придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо”. О знамениях, которые будут предшествовать этому явлению, Иисус предупреждал апостолов: ”...Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачут все племена земные и увидят сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою... О дне же и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один”.

21.05. Начало Поста

22.05. Поминовение погибших в героической Сардарапатской битве 1918 г.
После первой мировой войны истерзанный армянский народ вновь остался лицом к лицу с турками. Турецкой армии противостояли поредевшие армянские полки, ополченцы и беженцы. Решающее сражение произошло под Сардарапатом 26 мая 1918 г. В тот же день в 451 г., произошла легендарная Аварайрская битва, и вновь армянский народ доказывал, что готов пожертвовать собой во имя свободы, родины и веры. В сражении участвовало все население страны от мала до велика - военные, ополченцы, старики, женщины, дети, духовенство. Битва под Сардарапатом спасла Армению от гибели и стала началом ее возрождения.




23.05. Еркрорд Цахказард.
Второе Вербное Воскресение. Вторым Вербным воскресеньем называется седьмое после Пасхи. Его празднование утвердил католикос Григор II в ХI в., взяв за основу эпизод из жития крестителя Григора Просветителя. Когда св. Григор томился в Хор-Вирапе, с ним был ангел, укреплявший Божьего избранника. Однажды в воскресенье узник не дождался ангела. На следующий день он вопросил своего хранителя о причине отсутствия и узнал, что в предыдущий день власти небесные праздновали вознесение Иисуса Христа.
24.05.
25.05.
26.05. Пост
27.05.
28.05. Пост
29.05.


30.05. Сошествие Святого Духа.
Пятидесятница. Св. Троица. Период от Пасхи до дня Сошествия Святого Духа продолжается 50 дней и называется Пентекосте, что переводится с греческого как “50 дней”. Изначально Пятидесятница являлась одним из главных праздников еврейского народа и была установлена в память о даровании Богом закона Своему народу и праздновалась на пятидесятый день Пасхи. Христиане заимствовали празднование Пятидесятницы, т.к. в то же время, но уже в год вознесения Христова произошло сошествие Святого Духа на апостолов. В один из дней, когда они ожидали обещанного Христом “Утешителя”, “внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать”.
31.05. Пост




ИЮНЬ
01.06. Пост

02.06. Пост

03.06. Пост

04.06. Пост

05.06.

06.06. День Св. пророка Илии.
Илия - один из самых почитаемых ветхозаветных пророков. Он прославился как ярый противник идолопоклонства, насаждаемого среди монотеистов израильтян царицей-язычницей Иезавелью. Развенчание Илией языческого культа с помощью вызванного молитвой небесного огня укрепило в народе веру в единственного живого Бога. После Еноха Илия стал вторым человеком, взятым живым на небеса.



07.06. Св. девы Рипсимэ.
В 301 г. в Армению пришли 37 христианских дев, бежавших из Рима вследствие гонений на христиан. Покоренный красотой одной из них по имени Рипсимэ, царь Трдат III пожелал овладеть ею. Отказ девы, заявившей, что она принадлежит Христу, привел в ярость царя. Он велел убить Рипсимэ, ее наставницу Гаянэ и их подруг, давших тот же обет. После казни невинных христианок Трдат стал одержим бесами. От бесноватости царя исцелил кресивший его Григор Просветитель.



08.06. Св. девы Гаянэ..
Вместе со своими 36 подругами Гаянэ погибла от руки царя Трдата III. Девы пришли в Армению, покинув Рим из-за гонений на христиан. Красота девы Рипсимэ поразила царя и он пожелал взять ее, но та ответила, что дала обет принадлежать Христу. Дьяконисса Гаянэ поощряла деву и велела не поддаваться требованиям царя, за что была убита вместе с остальными своими воспитанницами.

09.06. Пост

10.06. Свв. Иоанна Предтечи и епископа Афиногена.
Живший в III в. епископ Афиноген служил в Западной Армении. В годы гонений на христиан римские солдаты арестовали его иноков и увели в Себастию. Афиноген отправился за ними, чтобы разделить их участь, и был брошен в тот же застенок. Последним желанием приговоренных было расстаться с жизнью в своей обители. Приведя их в монастырь, солдаты отрубили им головы.
Когда Григор Просветитель в 302 г. возвращался из Кесарии, епископ Леонтий передал ему мощи Иоанна Крестителя и епископа Афиногена. Прибыв в Иннакн в Таронской области, Григор основал монастырь Св. Предтечи, где положил мощи святых.

11.06. Пост

12.06. Елн и вирапен сурб Григор Лусаворчи.
Извлечение из рва св. Григория Просветителя. После казни христианских дев Рипсимэ, Гаянэ и их подруг в 301 г. царь Трдат III стал одержим бесами. Исцеление казалось невозможным, но его сестре Хосровидухт ангел в сонном видении трижды внушил, что исцелить царя может только святой Григор из темницы Хор Вирап. Царевна послала в Хор Вирап слуг, которые вытащили из глубокой ямы истощенного человека с почерневшим, как уголь, лицом. Григора повезли в столицу, и на подступах к ней из речных камышей выскочил скрывавшийся там обезумевший царь и пал на колени перед святым. Григор возложил на него руки, помолился и исцелил его.



13.06. Храмовый праздник Кафедрального собора св. Эчмиадзина.
В 302 г. Григору Просветителю было видение разверзшихся небес, озаривших землю лучом света. Окруженный небесными силами, некий Муж ударил золотым молотом по месту, где находилось языческое капище, и на этом месте возник золотой жертвенник, над которым воссиял огненный крест. Ангел истолковал Григору видение: “Образ человеческий есть Господь; здание, увенчанное крестом, означает вселенскую Церковь, пребывающую под охраной Креста, ибо на кресте умер Сын Божий. Место это должно сделаться местом молитвы. Повергнись пред благодатью, которую явил тебе Бог, и воздвигни эту церковь”.
Место видения получило название Шохакат - “лучезарный”. Григор приступил к возведению церкви, строительство которой завершил в 303 г. Храм называется Эчмиадзин - “Сошел Единородный”.

14.06. Вефлеемские дети, мученик Акакий, священник Мовкимий, Кодрат
мученик Акакий
Святой мученик Акакий был предан суду за веру во Христа. Три правителя пытались заставить святого мученика принести жертву идолам, подвергнув его жестоким мукам. Правитель Ликиний повелел рвать тело святого Акакия орудиями пытки, а потом послал его к правителю Терентию, который повелел бросить Акакия в котел, наполненный кипящей смолой и салом, но мученик остался невредим. Терентий отправился в города Апамею и Аполлонию и приказал вести мученика за собой. В одном из этих городов святого Акакия ввели в языческий храм, но по его молитве упали все стоявшие там идолы. Святого сильно избили и отдали на растерзание зверям, когда же увидели его невредимым, то бросили в раскаленную печь. Там мученик также остался невредимым. Правитель, желая проверить, достаточно ли раскалена печь, приблизился к ней и сам сгорел. Тогда святого мученика Акакия отдали на мучения некоему Посидонию, который наложил на святого мученика тяжелые оковы и велел вести его в город Милет, но и там святой своей молитвой сокрушил идолов. Наконец озлобленные мучители обезглавили святого Акакия († ок. 321). Пресвитер именем Леонтий похоронил тело его в городе Синаде (Малая Азия).

Святой Мокий был пресвитером в Македонии, в городе Амфиполе. Во время гонения на христиан императора Диоклитиана (284-305) святой Мокий убеждал язычников, собравшихся для празднования языческому божеству Дионису (Бахусу), оставить беззаконные и скверные обычаи, сопровождавшие это торжество, покаяться, обратиться к Господу Иисусу Христу и очиститься во святом крещении. Святой был приведен на суд к правителю Лаодикию, исповедал перед ним истинную веру, а на угрозы отвечал: "Смерть за Христа - великое приобретение для меня". Святого Мокия подвергли истязаниям, которые он переносил с дивным терпением, не переставая обличать нечестие идолопоклонников. Приведенный в капище Диониса, святой Именем Иисуса Христа сокрушил идола, после чего был ввергнут в раскаленную печь, где остался невредимым, а пламенем, вышедшим из печи, был сожжен правитель. Вновь назначенный начальник подверг святого Мокия жестоким истязаниям, которые он при помощи Божией стойко перенес; отданный на растерзание диким зверям, он остался невредимым - львы ложились у ног святого. Народ, вразумившись такими чудесами, стал требовать, чтобы мученика отпустили на свободу. Правитель распорядился отослать святого в город Перинф, а оттуда в Византию, где святой Мокий был казнен. Перед смертью он в молитве благодарил Господа, давшего ему силу до конца пройти мученический подвиг. "Господи, приими в мире дух мой", - были его последние слова, после чего ему отсекли голову. Святой Мокий скончался около 295 года. Впоследствии император Константин построил в честь священномученика Мокия храм и перенес в него святые мощи страстотерпца.
Кодрат
Святые мученики Кодрат Никомидийский, Саторин, Руфин и прочие пострадали во время гонения императора Декия (249 - 251) и его преемника Валериана (253 - 259).

Святой Кодрат происходил из знатной семьи. Обладая значительным богатством, святой не жалел средств на помощь братьям-христианам, томившимся в заключении за веру.

Когда в Никомидию прибыл посланник нечестивого Декия проконсул Перенний, то святой Кодрат добровольно предстал пред ним, чтобы своей самоотверженной решимостью укрепить мужество заключенных собратьев. Вначале Перенний старался отвратить Кодрата от Христа, обещая ему награды и почести. Затем, увидев тщетность своих попыток, он вверг святого в темницу и повелел положить его спиной на мелкие гвозди и придавить большим камнем.

Отправившись в Никею, проконсул приказал вести за собой всех заключенных христиан, в том числе и святого Кодрата. По прибытии в город, святой Кодрат попросил, чтобы их отвели в языческий храм. Как только ему развязали руки и ноги, он устремился к идолам и стал опрокидывать и разбивать их. По приказу проконсула Кодрата предали истязаниям. Претерпевая страшные муки, святой пребывал тверд духом и своим подвигом укреплял других мученикбв, которым жгли раны горящими свечами.

Во время страданий мучеников внезапно осенило светлое облако, а язычники оказались в совершенной тьме. В наступившем молчании было слышно тихое пение Ангелов, славящих Бога. Многие из присутствовавших тут же исповедали себя христианами. Перенний, приписав чудо действию волшебства, повелел отвести в темницу новых избранников Божиих.

Из Никеи мученики отправились вслед за проконсулом в Апамею, затем в Кесарию, Аполлонию и Геллеспонт, где их всячески мучили, добиваясь отречения.

Святого Кодрата завязали в мешок, наполненный ядовитыми гадами, и бросили на ночь в глубокий ров. На другое утро все в изумлении увидели, что мученик цел и невредим. Когда его стали беспощадно избивать, два благородных мужа, Саторин и Руфин, прониклись состраданием к мученику. Это было замечено, и Саторин и Руфин были обезглавлены.

Перенний подвергал мученика всё более жестоким и изощренным пыткам, но не мог сломить его дух. Святой терял силы и едва мог передвигаться. В последний раз проконсул предложил мученику отречься от Христа. Собравшись с силами, святой твердо ответил: "Я с младенчества признаю одного только Бога - Христа и другого не знаю". Проконсул велел разжечь костер, раскалить железную решетку и бросить на нее мученика. Осенив себя крестным знамением, святой Кодрат опустился на раскаленное ложе и, полежав на нем, словно на мягкой постели, невредимым вышел из пламени. В бессильной злобе проконсул велел обезглавить святого Кодрата.

15.06 Свв. дев Нины и Мани - Нунэ и Манэ.
Св. Нина (276-325), одна из просветительниц Грузии, родилась в Каппадокии, детство провела в Иерусалиме, затем жила в Риме. В период правления Диоклетиана Нина покинула Рим и пришла в Армению. Богородица явилась ей во сне, вручила крест из виноградных лоз и велела идти в Иберию для проповеди христианства. Нина перешла в Иберию и три года проповедовала благую весть в Мцхете. Когда в 301 г. армянский царь Трдат III провозгласил христианство государственной религией своей страны, Григор Просветитель по просьбе Нины и исцеленного ею грузинского царя послал в Иберию священников для проповеди христианства. Крест, данный Нине Богородицей, хранится в тбилисском Сионском соборе. Св. Манэ была одной из христианских дев, бежавших из Рима. Она достигла Армении и решила стать отшельницей. Манэ нашла горную пещеру, где прожила больше двадцати лет. Когда в 325 г. Григор Просветитель ушел в горы, чтобы стать отшельником, он обнаружил жилище Манэ. Она попросила старца отойти от ее жилища и вернуться через три дня. Григор вернулся к пещере и обнаружил в ней усопшую святую. Патриарх предал ее земле и поселился в той же пещере, которую народ называл “пещерой Манэ”.
16.06. Пост
17.06. СВВ. СААК И ОВСЕП КАРНЕЦИ - 808 Г.Саргис и Багос
Саак и Овсеп были сыновьями отца-мусульманина и матери-армянки. Отец их не только позволил жене остаться христианкой, но и дозволил ей, по ее просьбе, воспитать сыновей в христианской вере. В те времена над Арменией господствовали арабы и по арабским законам сыновья мусульманина были обязаны исповедовать ислам - поэтому братья скрывали свою веру. Ради безопасности они решили бежать в часть Армении, находящуюся во власти Византии, но их схватили, и они предстали перед арабским градоправителем Аароном. От них потребовали отречься от Христа и принять ислам, но они отказались - за что были подвергнуты пыткам и казнены в городе Карин. Тела их были выброшены на свалку. По преданию, ночью тела казненных осиял неземной свет и благочестивые арабы, видевшие это, рассказали об это градоправителю. Испугавшись, он повелел дозволить похоронить мучеников по христианскому обряду. До XIX века их могила была местом поклонения как христиан, так и мусульман.


18.06. Пост
19.06. СВ. КАТОЛИКОС НЕРСЕС ВЕЛИКИЙ - 373 Г.и Епископ Хад
Князь Нерсес был потомком святого Григория Просветителя. Получив образование в Кесарии, он вернулся на родину и взял в жены княжну Сандухт Мамиконян, которая родила ему сына Саака, будущего католикоса. С очень юного возраста в Нерсесе проявилась любовь и склонность к религиозной и национальной жизни. В это время Церковью последовательно управляли два посредственных Католикоса, и народ снова с надеждой смотрел на потомков св. Григора, надеясь найти среди них подлинного духовного вождя. Нерсес в те годы был еще мирянином и служил дворецким и меченосцем царя Арашака II, будучи его доверенным лицом в делах государства. Лишь с трудом удалось убедить его принять рукоположение из-за свойственного ему глубокого смирения. Когда Собор решил сделать его католикосом, он смутился и сказал, что слишком грешен для этого. Царь подозвал его к себе и, сняв с него меч, приказал облачить его в рясу. Предание гласит, что когда епископ Василий Кесарийский рукополагал его во епископы, "Дух Святой в образе голубя сошел на них", а затем, во время первой Литургии нового епископа, "явился столп огненный, и лицо его просияло, подобно лицу Моисея".
Одним из больших достижений св. Нерсеса стал созыв Собора в Аштишате, на котором были составлены каноны о святости семейной жизни, улучшении общественных условий, учреждении благотворительных заведений, таких как бесплатные больницы и странноприимные дома, создании монастырей и общежительных обителей. За старания о создании всех этих богоугодных заведений святого прозвали "Нерсес Строитель". Особенно заботился католикос о школах, и благодаря ему они стали очагами национальной культуры и науки. Он был не очень любим при дворе - отчасти из-за трудностей, связанных с персидско-византийскими конфликтами, а отчасти - из-за силы его характера и того мужества, с которым он критиковал власть имущих. Однако он участвовал во всех освободительных походах царя Папа и его воодушевляющее присутствие играло большую роль в борьбе армян за свою независимость.
Св. Нерсес прославился своими духовными и благотворительными трудами. Его помнят как одного из начинателей национального возрождения, давшего новую силу религиозной жизни народа. Его деяния стали началом Золотого Века армянской культуры. Благодарные армяне из любви к святому называли его Нерсесом Великим, отцом народа и просветителем сердец.
Епископ Хад


=====================================================================

20.06.Вс
21.06. Святитель Епифаний, епископ Кипрский и
Священномученик Вавила и с ним три отрока

Святитель Епифаний, епископ Кипрский, жил в IV веке в Финикии, по происхождению был еврей, в молодости получил хорошее образование. Он обратился к христианской вере после того, как увидел одного монаха, по имени Лукиан, отдавшего нищему свою одежду. Пораженный милосердием монаха, Епифаний просил наставить его в христианстве. Он принял Крещение и удалился в монастырь, устроенный его наставником Лукианом. В монастыре он подвизался под руководством опытного старца Илариона занимался перепиской греческих книг, преуспевая в иноческой жизни. Святой Епифаний за свои подвиги сподобился дара чудотворений, но, чтобы избежать людской славы, он удалился из обители в пустыню Спанидрион. Там его захватили разбойники и три месяца держали в плену. Своим словом о покаянии святой привел одного из шайки разбойников к святой вере в Истинного Бога. Когда святого подвижника отпустили, с ним ушел и разбойник. Святой Епифаний привел его в свой монастырь и крестил с именем Иоанн. С тех пор он стал верным учеником святого Епифания и тщательно записывал жизнь и чудотворения своего наставника. Молва о праведной жизни святого Епифания распространялась далеко за пределы обители. Святой вторично удалился в пустыню вместе с Иоанном. Но и в пустыню к нему стали приходить ученики. Так возникла новая обитель. Через некоторое время святой Епифаний и Иоанн предприняли путешествие в Иерусалим для поклонения его святыням и оттуда возвратились в монастырь Спанидрион. Жители города Ликии послали к святому Епифанию инока Поливия передать их просьбу занять епископский престол вместо умершего архипастыря. Однако прозорливый подвижник, узнав об этом намерении, тайно удалился в Пафийскую пустыню к великому подвижнику Илариону , под руководством которого он подвизался в молодые годы. Святые два месяца провели в совместных молитвах, а затем Иларион послал святого Епифания в Саламин. Там епископы собрались для избрания нового архиерея вместо недавно скончавшегося. Старейшему из них, епископу Паппию, Господь открыл, что епископом следует избрать пришедшего в город инока Епифания. Когда Епифания нашли, святой Паппий ввел его в церковь, где по послушанию воле участников собора Епифаний должен был дать свое согласие. Так состоялось возведение на епископскую кафедру Саламина святого Епифания около 367 года.
Святитель Епифаний прославился на архиерейской кафедре великой ревностью о вере, любовью и милосердием к бедным, простотой нрава. Он много претерпел от клеветы и зависти некоторых из своих клириков. За чистоту своей жизни святитель Епифаний получил дарование видеть во время Божественной литургии наитие Святого Духа на Святые Дары. Однажды Святитель, совершая Таинство, был лишен этого видения. Тогда он подозвал одного из клириков и тихо сказал ему: "Выйди, сын мой, ибо ты сегодня недостоин присутствовать при совершении Таинства".
На этом событии прервались записи его ученика Иоанна, так как он заболел и скончался. Дальнейшее описание жизни святителя Епифания продолжил второй его ученик Полувий (впоследствии епископ Ринокирский).
В конце жизни святителя Епифания по проискам императрицы Евдоксии и Александрийского патриарха Феофила вызвали в Константинополь на собор, который был созван для суда над великим святителем Иоанном Златоустом. Но святитель Епифаний, не желая быть участником беззаконного собора, покинул Константинополь. Во время плавания на корабле Святитель почувствовал приближение своей смерти, он преподал своим ученикам последнее наставление - соблюдать заповеди Божий и хранить ум от нечистых помыслов - и через двое суток скончался. Жители города Саламина с рыданиями встретили тело своего архипастыря и 12 мая 403 года с честью погребли в новой церкви, возведенной Святителем.
Священномученик Вавила и с ним три отрока
Священномученик Вавила и с ним три отрока Урван, Прилидиан, Епполоний и мать их Христодула приняли мученическую кончину при Декии (249 - 251). Во время своего пребывания в городе Антиохии император устроил большой праздник в честь языческих богов. Одновременно с этим святой и богобоязненный епископ Антиохийский Вавила совершал в храме Божественную литургию; он молился за свою паству и учил ее мужественно переносить все испытания за веру во Христа. После мерзкого идолослужения Декий, желая видеть совершение Божественных Таин, решил войти в храм и своим посещением осквернить Святыню Господню. Об этом было доложено епископу, и он, не желая впустить нечестивца в храм Божий, вышел ему навстречу и остановил его на пороге церкви. Когда император попытался ближе подойти к церковным дверям, святой Вавила рукою оттолкнул его так, что царь вынужден был отказаться от своего намерения. Он хотел было тут же отомстить святому, но, видя большое стечение христиан, побоялся их возмущения.
На другой день разгневанный император приказал предать огню христианский храм, а епископа Вавилу привести к нему. На вопрос о том, как мог он оскорбить царское достоинство, не пустить императора в храм и не оказать ему должного почтения, святой епископ отвечал: "Если кто восстает на Бога и хочет нанести оскорбление Его святыне, тот не только не достоин почестей, но становится врагом Господа".
Император потребовал, чтобы святой епископ поклонился идолам и таким образом искупил свое преступление, а иначе он будет казнен, но, убедившись, что мученик остается твердым в своей вере, приказал военачальнику Викторину надеть на него тяжелые цепи и с позором водить по городу. На это святой мученик отвечал: "О, царь, для меня эти цепи так же почетны, как для тебя твой царский венец, а страдания за Христа для меня приятны, как приятна тебе твоя царская власть; смерть за Бессмертного Царя так же для меня желательна, как для тебя твоя жизнь".
На суде вместе с епископом Вавилой находились три юных брата, которые не оставляли его даже в самые трудные минуты. Увидев их, император спросил: "Чьи это дети?" "Это мои духовные чада, - отвечал святой, - я их возродил благовествованием, вскормил поучением, взрастил наставлениями, и вот в малом теле перед тобою великие мужи и совершенные христиане. Испытай и увидишь".
Император испробовал все способы прельстить юношей и их мать Христодулу к отречению от Христа, но напрасно. Тогда в ярости он приказал нанести каждому из них раны по числу их лет. Первому нанесли 12 ран, другому - 10, а третьему - 7. Отпустив мать и детей, мучитель снова вызвал святителя, он хотел обмануть его, сказав, что его дети отреклись от Христа. Однако эта ложь была тут же раскрыта и не принесла ему успеха. Тогда он в ярости приказал повесить всех мучеников на дереве и стал жечь их огнем. Видя стойкость и мужество святых, император, наконец, осудил их на мученическую смерть через усекновение мечом (+ ок. 251).




22.06. Св. императора Константина и матери его Елены.
По преданию, императору Константину I во время похода против Максенция в 306 г. было явлено знамение Креста и голос с небес: “Сим побеждай”. Он заменил орла на знаменах на крест и разбил врага. В 313 г. Константин издал Миланский Эдикт, которым христианство формально стало одной из религий империи. Он способствовал организации и объединению церкви. В 325 г. он открыл в I Вселенский собор.
Римская императрица Елена в 326 г. совершила паломничество в Палестину, где велела построить храмы в местах, освященных евангельскими событиями. Елена обнаружила крест, на котором был распят Христос, что положило начало празднику Воздвижения Креста Господня.

23.06. Пост
24.06. Мученик Феодот и святые мученицы семь дев - Текуса, Фаина, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра и Евфрасия ,
Святой мученик Феодот и святые мученицы семь дев - Текуса, Фаина, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра и Евфрасия, жили во 2-й половине III века в городе Анкире, Галатийской области, и мученически скончались за Христа в начале IV века. Святой Феодот был "корчемником", имел свою гостиницу, был женат. Уже тогда он достиг высокого духовного совершенства: соблюдал чистоту и целомудрие, воспитывал в себе воздержание, покорял плоть духу, упражняясь в посте и молитве. Своими беседами он приводил иудеев и язычников к христианской вере, а грешников - к раскаянию и исправлению. Святой Феодот восприял от Господа дар исцелений и врачевал больных возложением на них рук. Во время гонения императора Диоклитиана (284 - 305) на христиан в город Анкиру был назначен известный своей жестокостью правитель Феотекн. Многие христиане бежали из города, оставляя свои дома и имущество. Феотекн оповестил всех христиан, что они обязаны принести жертву идолам, в случае же отказа будут преданы на мучения и смерть. Язычники приводили христиан на мучения, а имущество их расхищали. В стране наступил голод. В эти суровые дни святой Феодот в своей гостинице давал приют христианам, оставшимся без крова, питал их, скрывал подвергавшихся преследованию, из своих запасов давал в разоренные церкви все необходимое для совершения Божественной литургии. Он бесстрашно проникал в тюрьмы, оказывая помощь невинно осужденным, убеждая быть до конца верными Христу-Спасителю. Феодот не страшился погребать останки святых мучеников, тайно унося их или выкупая за деньги у воинов. Когда в Анкире христианские церкви были разорены и закрыты, Божественную литургию стали совершать в его гостинице. Сознавая, что ему тоже предстоит мученический подвиг, святой Феодот в беседе со священником Фронтоном предсказал, что ему в скором времени доставят мученические мощи на место, выбранное ими обоими. В подтверждение этих слов святой Феодот отдал свой перстень священнику. В то время смерть за Христа приняли семь святых дев, из которых старшая, святая Текуса, была теткой святого Феодота. Святые Дбвы - Текуса, Фаина, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра и Евфрасия, с юных лет посвятили себя Богу, жили в постоянных молитвах, посте, воздержании, добрых делах и все достигли старческого возраста. Приведенные на суд как христианки святые девы мужественно исповедали перед Феотекном свою веру во Христа и были преданы истязаниям, но остались непоколебимыми. Тогда правитель предал их бесстыдным юношам на осквернение. Святые девы горячо молились, прося у Бога помощи. Святая Текуса упала к ногам юношей, сняв головное покрывало, показала им свою седую голову. Юноши опомнились, сами заплакали и ушли прочь. Тогда правитель повелел, чтобы святые приняли участие в праздновании "омовения идолов", как это совершали языческие жрицы, но святые девы снова отказались. За это они были приговорены к смерти. Каждой на шею был привязан тяжелый камень, и все семь святых дев были утоплены в озере. В следующую ночь святая Текуса явилась во сне святому Феодоту, прося достать тела их и похоронить по-христиански. Святой Феодот, взяв с собой своего друга Полихрония и других христиан, направился к озеру. Было темно, и путь указывала горящая лампада. Между тем перед стражей, поставленной язычниками на берегу озера, явился святой мученик Сосандр. Устрашенная стража обратилась в бегство. Ветер отогнал воду на другую сторону озера. Христиане подошли к телам святых мучениц и увезли их к церкви, где и предали погребению. Узнав о похищении тел святых мучениц, правитель пришел в ярость и приказал хватать без разбора всех христиан и предавать их мучениям. Был схвачен и Полихроний. Не выдержав истязаний, он указал на святого Феодота, как виновника похищения тел. Святой Феодот стал готовиться к смерти за Христа; вознеся вместе со всеми христианами усердные молитвы, он завещал отдать его тело священнику Фронтону, которому ранее отдал свой перстень. Святой предстал перед судом. Ему показали различные орудия мучений и вместе с тем обещали большие почести и богатство, если он отречется от Христа. Святой Феодот прославил Господа Иисуса Христа, исповедал свою веру в Него. В ярости язычники предали святого продолжительным истязаниям, но сила Божия поддержала святого мученика. Он остался жив и был отведен в темницу. На следующее утро правитель вновь приказал истязать святого, но вскоре понял, что поколебать его мужество невозможно. Тогда он повелел отсечь голову мученику. Казнь совершилась, но поднявшаяся буря помешала воинам сжечь тело мученика. Воины, сидя в палатке, остались стеречь тело. В это время священник Фронтон проходил близлежащей дорогой, ведя осла с поклажей вина из своего виноградника. Около места, где лежало тело святого Феодота, осел вдруг упал. Воины помогли поднять его и рассказали Фронтону, что стерегут тело казненного христианина Феодота. Священник понял, что Господь .промыслительно привел его сюда. Он возложил святые останки на осла и привез их на место, указанное святым Феодотом для своего погребения, и с честью предал земле. Впоследствии он воздвиг на этом месте церковь. Святой Феодот принял Смерть за Христа 303 или 304 года, а воспоминается его память , в день смерти святых дев.
Описание жизни и мученического подвига святого Феодита и страдания святых дев составил современник и сподвижник святого Феодота и очевидец смерти его - Нил, находившийся в городе Анкире в период гонения на христиан императора Диоклнтиана.


Мученик Фалалей Эгейский
В царствование Нумериана (283 - 284) правитель города Эгеи разослал воинов разыскивать христиан. К нему привели Фалалея, 18-летнего белокурого юношу. На расспросы правителя святой Фалалей отвечал: "Я христианин, родом из Ливана (Сирия). Отец мой, по имени Берукий, был военачальником, а мать зовут Ромилией. У меня есть брат в сане иподиакона. Я же обучен врачебному делу врачом Макарием. Во время гонения на христиан в Ливане я был приведен к правителю Тиверию, но едва избежал казни. Теперь стою перед судом, делай со мной, что хочешь. Желаю умереть за Христа Спасителя и Бога моего, надеясь с Его помощью претерпеть все муки".

Свирепый правитель приказал двум палачам Александру и Астерию просверлить голени мученику, продеть в отверстие веревку и повесить вниз головой. Однако палачи, по устроению Божию просверлили обрубок дерева, который повесили вместо мученика. Когда правитель увидел, что его обманули, то приказал жестоко избивать Александра и Астерия, которые исповедали себя христианами и прославили Бога. Правитель повелел немедленно отсечь им головы. Дважды пытался сам выполнить казнь - просверлить голени святому, но благодать Божия не допускала его, и он в бессилии повелел утопить святого Фалалея.

Возвратившиеся слуги доложили правителю о совершенной ими казни, но внезапно, когда они еще не окончили речь, явился святой Фалалей в белой одежде. Все долго пребывали в оцепенении, наконец правитель сказал: "Смотрите, этот волшебник околдовал даже море". Тогда один из приближенных, волхв Урвикиан, посоветовал правителю бросить мученика на съедение зверям, но ни свирепая медведица, ни голодные лев и львица не тронули святого, но смиренно припали к его ногам. Видя происходившее, народ начал громко кричать: "Велик Бог христианский. Бог Фалалея, помилуй нас!". Толпа схватила Урвикиана и бросила его зверям, которые тут же растерзали волхва. Наконец правитель приказал убить мечом святого мученика. Свидетеля Христова отвели на место казни, называвшееся Егеи, где он помолился Богу и склонил голову под меч. Это произошло в 284 году. Мощи святого мученика Фалалея находятся в храме святого Агафоника в Константинополе и совершают многие чудеса. Святой мученик Фалалей как врач, безвозмездно лечивший больных, назван Церковью Бессребреником и призывается в молитвах над больными в таинстве Елеосвящения и при освящении воды.

25.06. Пост

26.06. Гют ншхарац сурб Григор Лусаворчи.
Обретение мощей св. Григория Просветителя В 325 г. св. Григор оставил патриарший престол, чтобы стать отшельником. Он удалился на гору Сепух, где умер в 325/6 г. и был похоронен пастухами. Некоему отшельнику Господь в видении указал место погребения Григора, и мощи святого были обретены нетленными. В V в. император Зенон перенес часть мощей св. Григора в Константинополь и ввел в список вселенских святых.

27.06. Вс.
28.06. Мученики Антонин и Феона, Аникита и Фотий
Святые мученики Христофор, Феона и Антонин были воинами-копьеносцами императора Диоклитиана (284 - 305). Они присутствовали при страданиях святого великомученика Георгия (память 23 апреля) и видели чудеса, совершаемые силой Божией, веру и непоколебимое мужество святого Георгия. Воины уверовали в Спасителя, сбросили золотые воинские пояса и пред императором объявили себя христианами. Их тут же бросили в темницу. На Другой день император стал уговаривать бывших воинов отречься от Христа, но они твердо исповедовали свою веру и прославляли Спасителя как Истинного Бога. Император приказал бить мучеников железными прутьями и строгать тела крючьями. Святые мужественно терпели все истязания и оставались непреклонными. Тогда Диоклитиан приказал их сжечь. Мученическая кончина святых Христофора, Феоны и Антонина совершилась в 303 году.
Мученики Аникита и Фотий
Мученики Аникита и Фотий (его племянник) были родом из Никомидии. Аникита, военный сановник, обличал императора Диоклитиана (284-305), установившего на городской площади орудия казни, чтобы устрашать христиан. Разгневанный Диоклитиан приказал мучить святого Аникиту, а затем бросить его на съедение зверям. Но выпущенный лев сделался кроток и ласкался к нему. Внезапно началось сильное землетрясение, отчего упало капище Геркулеса, и под обвалившейся городской стеной погибло много язычников. Палач занес меч, чтобы отсечь голову святому, но сам упал без чувств. Святого Аникиту стали колесовать и палить огнем, но колесо остановилось, а огонь погас. Мученика бросили в котел с кипящим оловом, но олово остыло. Так Господь хранил Своего раба для утверждения многих. Племянник мученика - святой Фотий, приветствовал страдальца и, обратившись к царю, заметил: "Идолопоклонник, твои боги - ничто!" Меч, занесенный над новым исповедником, поразил самого палача. Мучеников посадили в темницу. Через три дня Диоклитиан стал уговаривать их: "Поклонитесь богам нашим, и я прославлю вас и обогащу". Мученики отвечали: "Погибни ты со своею честью и богатством!". Тогда их привязали за ноги к диким коням, но святые, влачимые по земле, оставались невредимыми. Не пострадали они и в накаленной бане, которая развалилась. Наконец Диоклитиан велел разжечь огромную печь, и множество христиан, воодушевленных подвигами святых Фотия и Аникиты, сами ступили в нее со словами: "Мы христиане!" Все они скончались с молитвою на устах. Тела святых Аникиты и Фотия не пострадали от огня и даже волосы их остались целы. Видя это, многие из язычников уверовали во Христа. Это событие произошло в 305 году.


29.06. Свв. пророка Даниила и трех отроков - Седрака, Мисака, Абетнакова.
Даниил был четвертым из т.н. больших ветхозаветных пророков. Он предсказал пришествие Спасителя, возвестил грядущее царство Небесное, стал первым, через которого Господь предвозвестил грядущий Суд и воскресение. Даниил предсказал смерть Христа и падение Иерусалима. От веры в единого Бога Даниил и трое его друзей - Седрак, Мисак, Абеднаков - не отошли и в вавилонском плену.

30.06. Пост

Напишите мне

Hosted by uCoz