ИЮЛЬ - СЕНТЯБРЬ  

ИЮЛЬ



01.07. Свв. Армянских Переводчиков Саака и Месропа.
Создав в 405 г. национальное письмо, Месроп Маштоц
вместе с католикосом Сааком I предприняли перевод
Библии на армянский язык. Европейские ученые считают
армянский перевод Священного Писания вершиной переводов
Библии. Французский исследователь Ла Кроз назвал армянский текст Библии “королевой переводов”, а Конибер считал его непревзойденным с точки зрения соответствия оригиналу. Католикосат основал монастырь Таргманчяц (Св. Переводчиков), посвященный Сааку, Месропу и их сподвижникам, а
также утвердил праздник Переводчиков. В день
праздника Св. Переводчиков проходят торжества с участием духовенства, известных писателей и переводчиков,
деятелей культуры и искусства в Ошакане, где погребен
Маштоц и где стоит единственный в мире памятник алфавиту.
02.07. Пост
03.07. СВВ. ЦАРЬ ТРДАТ, ЦАРИЦА АШХЕН И ПРИНЦЕССА ХОСРОВИДУХД - ОК. 330 Г.
Царь Трдат учился в Риме и в Кесари, о чем повествуется в рассказе, посвященном св. Григору Просветителю. Бросив св. Григора в яму для смертников и жестоко замучив монахинь Рипсимеянок, царь сошел с ума. Его жена, царица Ашхен, дочь царя аланов, и сестра Трдата, принцесса Хосровидухд,
к тому времени, вероятнее всего, уже приняли христианство под влиянием монахинь Рипсимеянок и других христиан, тайно проповедовавших в Армении. Именно принцесса, по внушению от ангела, предложила, чтобы св. Григора извлекли из ямы и попросили его исцелить царя. Как рассказывает легенда, когда Св. Григора извлекли из ямы, он был изможден и черен лицом.
Его повезли в столичный город Вагаршапат, чтобы он излечил царя. Вблизи столицы из камышей выбежал безумный Трдат и бросился на колени перед святым. Молитвой и возложением рук
св. Григора здоровье царя восстановилось. После этого святой,
по преданию, 66 дней проповедовал при дворе истины Христовой веры. Сам Трдат, его жена и сестра помогали возводить часовню на месте гибели св. Рипсиме. Когда св. Григор вернулся из Кесарии, где он был рукоположен во епископы, царь, его семья, весь двор и войско встретили святого, выйдя ему навстречу, и были крещены в речных водах. Став христианином, царь Трдат объявил в 301 г. христианство государственной религией
Армении. Во время постройки святого Эчмиадзина, царь содействовал этому телесно, духовно и материально. Он поддерживал св. Григора в его усилиях по распространению Евангелия в армянской земле. Царица и принцесса вместе удалились в крепость Гарни, чтобы посвятить остаток
своей жизни Господу. Царь поступил подобным же образом, затворившись в обители св. Григора на горе Сепух, где и
принял мученическую смерть от руки принцессы-язычницы,
которая стремилась уничтожить христианство.



04.07. Обретение Фимиамника Пресвятой Богородицы
По преданию, в V в. два паломника, направлявшиеся
в Иерусалим, шли через Галилею. Заметив у какого-то
дома толпу, они увидели, как исцеляются больные,
прикладываясь к фимиамнику с ризой. По словам хозяйки, фимиамник принадлежал Богородице. Добравшись до
Иерусалима, паломники решили изготовить точную копию фимиамника, чтобы подменить его. Вернувшись в Галилею, они выкрали оригинал и отвезли в Византию, где передали Константинопольскому патриарху. Тот положил фимиамник
в церкви Пресвятой Богородицы и утвердил посвященный
ему праздник.


05.07. Мученик Каллистрат и дружина его Преподобномученик, Лукиан пресвитер Антиохийский

Святой Каллистрат, родом из Карфагена. Дед святого
Каллистрата Неоскор служил при императоре Тиверии в
Палестине, под началом прокуратора Иудеи Понтия Пилата,
и был свидетелем Крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа, Его мученической смерти и преславного Воскресения.
Отец святого был христианином, он воспитал сына в вере и благочестии. Как и его отец, святой Каллистрат стал воином и выделялся среди соратников-язычников добрым поведением и кротким нравом. Ночами, когда все спали, он обычно вставал на молитву. Однажды спавший возле него воин услышал, что святой Каллистрат призывает Имя Господа Иисуса Христа, и донес об этом военачальнику. Тот призвал Каллистрата, допросил его и хотел заставить принести жертву идолам, на что святой ответил
твердым и решительным отказом. Тогда военачальник приказал избивать святого, а затем, израненного, волочить по острым камням. Побои и пытки не сломили твердой воли и
мужественного терпения страдальца. Мучитель велел зашить святого в кожаный мешок и утопить в море. Однако мешок Промыслом Божиим наткнулся на острый камень и разорвался, а святой Каллистрат, поддержанный дельфинами, вышел на сушу невредимым. Увидев такое чудо, 49 воинов уверовали во
Христа. Тогда военачальник бросил святого Каллистрата
вместе с уверовавшими воинами в темницу. Все они были подвергнуты перед тем бесчеловечному избиению. В заточении святой Каллистрат продолжал проповедовать воинам Слово
Божие и укреплял их дух к мученическому подвигу. Призванные вновь к военачальнику, страдальцы твердо исповедали веру во Христа, после чего им связали руки и ноги и бросили в пруд.
Но связывавшие их узы распались. Со светлыми лицами стояли святые мученики в воде, радуясь своему Крещению, которому сопутствовал мученический подвиг. Над их головами был виден прекрасный, светлый венец, и все услышали голос: "Мужайся, Каллистрат, со стадом твоим, и иди успокоиться в вечных селениях". Одновременно с этим знамением земля содрогнулась и стоявший невдалеке идол упал и разбился. Видя всё происходившее, 135 других воинов также уверовали в Господа Иисуса Христа. Военачальник, боясь возмущения в войске, судить их не стал, а святого Каллистрата с дружиной опять заключил в темницу, где они горячо молились и благодарили Создателя, давшего им силу переносить страдания. Ночью по приказу военачальника мучеников изрубили мечами на части. Святые останки их погребли оставшиеся в живых 135 воинов, а впоследствии на месте их страдания, как и предсказывал
святой мученик Каллистрат, была сооружена церковь.
Преподобномученик, Лукиан пресвитер Антиохийский
Преподобномученик Лукиан, пресвитер Антиохийский, родился в сирийском городе Самосате. В 12-летнем возрасте он остался сиротой. Лукиан роздал имущество нищим, а сам пошел в
город Эдессу к исповеднику Макарию, под руководством
которого прилежно читал Священное Писание и учился подвижнической жизни. За благочестие и ревностное распространение христианства среди иудеев и язычников
Лукиан был поставлен пресвитером. В Антиохии святой Лукиан открыл школу, где собрал множество учеников и наставлял их книжной премудрости. Святой Лукиан занимался учеными трудами,
исправлял текст Священного Писания, испорченный переписчиками и еретиками. (Исправленный им полный греческий текст
Библии во время его исповеднического подвига был спрятан в стене и найден при святом Константине Великом.) В гонение Диоклитиана святой Лукиан был схвачен по доносу еретиков и отправлен в никомидийскую темницу, где в течение 9 лет
укреплял бывших с ним христиан в исповедничестве, убеждая
их не бояться мучений и смерти. Крещение Господне От многих страшных пыток и голода святой Лукиан скончался в темнице. Перед смертью, желая причаститься Христовых Таин на праздник Богоявления, прикованный цепями к ложу мученик-пресвитер совершил Бескровную Жертву на своей груди, и все христиане, находившиеся в темнице, причастились. Тело святого мученика было брошено в море, но через 30 дней дельфины вынесли его на берег. Верующие с честью похоронили многострадальное тело святого Лукиана.



06.07. Св. пророка Захарии.
Один из 12 “малых” пророков, глава священнического рода, Захария, получив откровение о грядущем приходе Мессии,
призывал народ к всеобщему покаянию. Его устами Господь предсказал вход Спасителя в Иерусалим, предание Христа за 30 сребреников и затмение солнца в часы Его крестных мук.

07.07.Пост


08.07. Св. пророка Елисея.
Елисей был учеником пророка Илии и после его отхода на
небо стал преемником своего учителя. Как и Илия, он проповедовал устно и не оставил книг.

09.07. Пост


10.07. Св. двенадцати Апостолов Христа и Павла
тринадцатого Апостола.
В церковном календаре имеются отдельные даты памяти
каждого из двенадцати апостолов, но один из дней посвящен “собору славных и всехвальных” 12 апостолов,
вместе с которыми поминается и Павел.
11.07. Вс.
12.07. Пост
13.07. Пост
14.07. Пост
15.07. Пост
16.07. Пост

17.07. Память ветхозаветного Кивота и праздник Новой Святой Церкви.
Ветхозаветный Кивот (Ковчег Завета) - святыня еврейского народа, познаваемое присутствие Бога и реальный символ
завета, заключенного Им с народом Израиля. В нем хранился Декалог (Десятисловие) - скрижали с десятью заповедями,
данными Богом Моисею. У христиан праздник не носит
отдельной смысловой нагрузки, а символизирует взаимодополняемость Ветхого и Нового Заветов..



18.07. Вардавар - Пайцаракерпутюн Теарн.
Преображение Господне. Преображение Господне - один из
главных праздников церкви и один из наиболее любимых в
нашем народе. Он связан с важнейшим событием земной жизни Спасителя, описанным в Евангелиях.
За сорок дней до распятия Иисус Христос вместе с апостолами Петром, Иоанном и его братом Иаковом поднялся для молитвы на гору Фавор, где произошло Его преображение. “И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия. Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме... Явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте”. Издревле в этот день армяне отмечали языческий праздник Вардавар - люди выпускали голубей, обливали друг друга водой. В христианской символике эти обряды связаны с воспоминанием о потопе и Ноевом голубе, принесшем в клюве масличную ветвь как весть о спасении.
19.07. Поминовение усопших (Мерелоц)

20.07.

21.07.
22.07. Святой пророк Исаия
Жил в VIII веке до Р. X. Царского рода, сын св. пророка
Амоса. Был женат, имел сына (Ис. 8, 3, 18). Призван Богом к пророческому служению в царство Озии, царя Иудеи, и пророчествовал около 60-ти лет при Иоафаме, Ахазе, Езекии
и Манассии. Один из великих пророков. По ясности
пророчества о рождении, жизни и особенно страданиях
Иисуса Христа, Его восстании из мертвых пророк Исаия
называется ветхозаветным евангелистом. Во время осады Иерусалима он, помолившись, извел из-под горы Сион
источник воды, который был назван Силоам, т. е.
«посланный от Бога». Скончался мученически: по
повелению царя Манассии был перепилен деревянной пилой.
23.07. Пост


24.07. Свв. апостола Фаддея и девы Сандухт. (66 г.)
С 43 г. апостол Фаддей проповедовал в Армении. Он пришел в Шаваршаван, где находилась царская резиденция. Дочь царя Санатрука юная Сандухт пришла на проповедь апостола и приняла крещение. Уговоры царя отречься не подействовали на Сандухт, и Санатрук заключил ее в темницу, где царевну тайно посетил апостол Фаддей, пришедший помолиться вместе с ней и вселить уверенность в правильности избранной стези. Узнав о том, что Фаддею удалось проникнуть в тюрьму, царь приказал
обезглавить ее начальника. Не сумев убедить дочь, Санатрук приказал
казнить ее.
В истории Армянской церкви Сандухт считается первомученицей за христианство. Над ее могилой в Х в. был основан Нарекский монастырь, изначально носивший ее имя.

25.07. Вс.
26.07 . Священномученик Киприан и Иустина
Ефимия и Кристина

В 3 веке в царствование римского императора Декия жил в Антиохии языческий мудрец, знаменитый волхвователъ Киприан.
Он умилостивил жертвами самого князя тьмы, отдал ему во
власть всего себя, и тот дал ему в услужение полк бесов и обедал поставить князем по исхождении из тела. Многие обращались к нему в своих нуждах, и он помогал им бесовской силой. Обратился к нему однажды юноша по имени Аглаид, сын богатых и знатных родителей. Однажды увидел он девушку
Иустину и поразился ее красотой, и стал с тех пор искать
ее расположения и любви, она же отвечала ему отказом:
«Жених мой - Христос; Ему я служу и ради Него храню мою чистоту».
Вооружившись тайными знаниями и призвав на помощь нечистых духов, Киприан три раза посылал их соблазнить Иустину. Они внушали ей дурные мысли, разжигали в ней плотскую страсть, искушали льстивыми и лукавыми речами, но Иустина побеждала
их постом, молитвой и крестным знамением, и посрамленные и устрашенные крестом Господним, они бежали с позором. Вознегодовал тогда Киприан и стал мстить Иустине за свой позор. Он наслал мор и язвы на дом Иустины и на весь город, как некогда диавол на праведного Нова. Она же усердно молилась, и бесовское наваждение прекратилось. После такой перемены люди стали прославлять Христа, а Киприан прозрев, отрекся от дел диавола, исповедал все местному епископу Анфиму, отдал ему на сожжение все свои книги и умолял совершить над ним святое крещение,
Он вполне изменил свою жизнь, через семь дней после крещения его поставили во чтеца, через двадцать дней — в иподиакона, через тридцать — в диакона, а через год рукоположили в иерея. Скоро он был поставлен епископом и в этом сане проводил такую святую жизнь, что сравнялся со многими великими святыми.
Во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане Киприана и Иустину оклеветали, посадили в темницу, потом

велели повесить святого и строгать ему тело, а Иустину — бить по устам и глазам. После этого их бросили в котел, но кипящий котел не причинил им никакого вреда. В конце концов, их осудили на усечение мечом.
Видя неповинную смерть мучеников, воин Феоктист объявил
себя христианином и был казнен вместе с ними.

27.07 Священномученик Афиноген
Священномученик Афиноген и десять его учеников пострадали за Христа во время гонений на христиан в городе Севастии. Правитель Филомарх устроил большой праздник в честь языческих богов и приказал севастийским гражданам принести жертву идолам. Но жители Севастии, в большинстве христиане, отказались участвовать в нечестивом празднестве и приносить жертвы идолам. Воинам приказано было избивать народ, и многие христиане приняли тогда мученические венцы.
Правителю стало известно, что христианство широко распространилось благодаря проповеди епископа Афиногена. Было приказано разыскать старца и привести на суд. Святой Афиноген и десять его учеников жили неподалеку от города в небольшом монастыре. Не застав епископа, воины схватили учеников. Правитель велел заковать их в цепи и бросить в тюрьму.
Святитель Афиноген пришел в Севастию и стал укорять судью за то, что в темницу брошены невиновные. Он был схвачен. В тюрьме святой Афиноген укреплял своих духовных детей на подвиг. Приведенные на суд, все святые мученики исповедали себя христианами и отказались принести жертву идолам. Перенеся жестокие истязания, ученики святого епископа были обезглавлены. После казни учеников, палачам было приказано пытать старца. Укрепляемый Господом, святитель Афиноген с достоинством перенес мучения. Единственной его просьбой было - казнить его в монастыре.
Приведенный в свою обитель святой в молитве благодарил Бога, радуясь страданиям, перенесенным за Него. Святой Афиноген молился Господу о прощении грехов тех людей, которые будут поминать его и учеников.
Господь сподобил святого услышать перед смертью Его голос, возвестивший обетование, данное благоразумному разбойнику: "Днесь со Мною будешь в раю". Священномученик сам склонил свою голову под меч.


28.07.Пост

29.07. День св. праотцев.
Праздник посвящен библейским патриархам, начиная с Адама. Патриархи были исключительными носителями духовных заповедей Творца. Первые десять патриархов от Адама до Ноя называются допотопными. Историю послепотопных патриархов открывает Авраам, а завершает Иосиф. Отличительной чертой эпохи была близость человека к Богу, возможность непосредственного общения с Ним.

30.07.Пост

31.07. СВ. КАТОЛИКОС АРИСТАКЕС - 333 Г., СВВ. КАТОЛИКОС ВРТАНЕС, СВ. ЕПИСКОП ГРИГОРИС ОК.345Г. СВ. ЕПИСКОП ДАНИЕЛ - 348 Г. СВ. КАТОЛИКОС УСИК (ИУСИК) - 347 Г.


Св. Аристакес, младший из двух сыновей св. Григора, родившийся в Каппадокии, начал свое служение Церкви в очень раннем возрасте и остался безбрачным. В его житии армянский историк IV века Агатангел напишет, что "он был вскормлен для божественного служения".
В 310 г., по повелению царя Трдата III, Св. Григорий вызвал его из Каппадокии и, в 318 г., рукоположил во епископы в монастыре Иоанна Крестителя. Св. Григор назначил сына "епископом двора" и своим наместником. Войдя в преклонный возраст и желая завершить свою жизнь в отшельничестве, Св. Григор вскоре передал ему правление Армянской Церковью. В 325 г. он, в качестве представителя Армянской Церкви, отправился на Вселенский Собор в Никею и его имя было записано в деяниях Собора рядом с именами других великих Отцов Церкви, как имя представителя Великой Армении. Он привез в Армению Никейский Символ веры, который по приезде был одобрен св. Григором.
Через год св. Аристакес был официально поставлен Католикосом Армянской Церкви. Как рассказывают историки, он выглядел тщедушным, но обладал сильным духом и был непреклонным, когда дело касалось веры. Св. Мовсес Хоренаци, отец армянской историографии, рассказывая о нем, назвал его "духовным мечом". Обличая нечестивую жизнь власть имущих, святой не пользовался их особой любовью. В 333 г. он принял мученическую кончину, от одного из князей, которого он также обличал за его неблагочестивые деяния.
СВВ. КАТОЛИКОС ВРТАНЕС,
Св. Вртанес был старшим сыном св. Григора Просветителя и стал католикосом вслед за своим братом св. Аристакесом в 333 г. У него было двое сыноей, Григорис и Усик. В годы его католикосата особенно усилилось политическое и религиозное давление на армян Персидской Империи. Влияние язычества было все еще сильно и сторонники Персии противостояли христианам. Сопротивление Персии возглавил св. князь Ваче Мамиконян, которого св. Вртанес благословил на правое дело. В битве князь погиб и стал одним из святых Армянской Церкви. Св. Вртанес ревностно распространил христианскую веру в тех провинциях Армении, где в его годы еще было сильно язычество, особенно в провинции Тарон. Он также считается основоположником идеи национальной Церкви. Язычники убили праведного епископа в провинции Тарон во время Божественной Литургии. Его похоронили в селении Тил, где покоились уже св. Григор и св. Аристакес.
ЕПИСКОП ГРИГОРИС - ОК.345
Епископ Григорис был старшим сыном св. Вртанеса, внуком св. Григора Просветителя. Он родился в Кесарии Каппадокийской и был в раннем возрасте рукоположен во епископа своим дядей, св. Аристакесом. Он распространял христианство в двух близких к Армении странах на Кавказе - в Грузии и в Алании (Алуании).
Служение там и привело его к мученичеству. Царь Алуании язычник Санесан решил, что деятельность в его стране армянских христиан нарушает устои государства. По его приказу св. Григориса схватили, привязали к лошади и волокли по прибрежным камням, пока он не умер. Его ученики перевезли тело святого в арцахское село Амарас и похоронили его там. Поскольку, во избежание надругательства со стороны язычников, место захоронения не было отмечено оно, со временем, забылось.
Мощи святого были обретены в 489 г. Историки рассказывают, что алуанский царь Вачаган III Благочестивый из армянского княжеского рода Араншаик, восхотел отыскать могилу св. Григориса. В сопровождении своих приближенных и духовенства он отправился в Амарас. Отслужив молебен и приготовив себя постом, они начали поиски. Священник Маттэ и диакон Овел, приехавшие вместе с царем, получили от Бога откровение о том, где покоится святой. На указанном месте и были найдены мощи св. Григориса, а рядом - сосуды с мощами св. Захарии - отца Иоанна Крестителя - и св. Пантелеймона. Над мощами была воздвигнута часовня, сохранившаяся доныне.
СВ. ЕПИСКОП ДАНИЕЛ - 348 Г.
Хотя по рождению Даниел был сирийцем, но провел много лет в Армении, сперва как ученик св. Григора Просветителя, а потом помогая в обращении язычников. Св. Григор сделал его епископом Тарона и Аштишата. Став епископом, св. Даниел продолжал одеваться как монах, питался дикими кореньями и вел святую жизнь. После мученической смерти Католикоса Усика он сделался католикосом. Когда, по приказу царя Тирана, убившего его предшественника, его привезли в столицу, он немедленно осудил убийцу. По приказу царя Тирана. Царь был разгневан и по его приказу св. Даниел в 348 г., всего год спустя после мученической кончины Католикоса Усика, был задушен. Ученики перенесли тело святого в местечко под названием Хлебный Рай и погребли с почестями, а впоследствии над его могилой была построена посвященная ему церковь.
СВ. КАТОЛИКОС УСИК (ИУСИК) - 347 Г.
Усик был младшим сыном св. Вртанеса и внуком св. Григора Просветителя. Он был женат на дочери (иные рассказывают, что на сестре) армянского царя Тирана II и родил двоих сыновей. В очень раннем возрасте Усик стал католикосом. Он отважно противостоял вмешательству царя в церковные дела, а также мужественно требовал от царей исполнения их христианских обязанностей. Помимо этого он старался искоренить язычество и возвел множество Церквей. Гонитель христиан, византийский император-язычник Юлиан Отступник имел большое влияние на царя Тирана. Согласно рассказу отца армянской историографии св. Мовсеса Хоренаци, Юлиан Отступник передал царю Тирану свой портрет и велел, в насмешку над христианами, повесить его в алтарной части храма. Усик страстно и ревностно воспротивился этому. Он преградил путь царю со словами: "Не входи, ты не достоин войти в церковь". Выхватив портрет императора из рук царя, он бросил его на землю и попрал ногами, обвинив Тирана в том, что тот поклоняется демонам. По приказу царя его избили кольями и, через несколько дней, он умер. Это произошло в 347 г. Ученики захоронили святого в селении Тил, где покоились св. Григор и св. Вртанес.









АВГУСТ

01.08. Вс.
02.08. Елеазар, Семь мучеников Маккавеев

В 166 г. до Р. X. жил в Иудее некто Елеазар, священник и законоучитель, уже достигший старости, но весьма благообразный видом, славный своею мудростью и благочестием. Его привели к мучителю и стали заставлять есть свиное мясо, что было строго запрещено Богом в Ветхом Завете. Но Елеазар согласился лучше умереть славной мученической смертью за закон Божий, нежели сохранить через его нарушение бесчестную и прогневляющую Бога жизнь. Во время великих мучений, когда от ран священник Божий уже приближался к смерти, он, застонав, сказал: «Господу, имеющему совершенное ведение, известно, что я, имея возможность избавиться от смерти, принимаю жестокие страдания и охотно терплю их по страху перед Богом».
Были схвачены и семь учеников святого Елеазара, братья Маккавеи Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл, и с ними их мать Соломония. Их привели к беззаконному царю и также стали принуждать есть недозволенную пищу. Тогда один из них, отвечая за всех, сказал: «Мы готовы лучше умереть, чем преступить законы». Царь приказал отрезать ему язык, содрать с тела кожу и отсечь руки и ноги на виду у прочих братьев и матери. Лишенного всех членов, но еще дышащего юношу бросили на огромную раскаленную сковороду. Когда умер первый, вывели на поругание второго, и он принял мучение таким же образом. Уже при последнем издыхании он сказал: «Ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной». Когда мучили третьего и хотели ему отрезать язык, он тотчас выставил его, неустрашимо протянув и руки, и мужественно сказал: «От Бога я получил их, и за законы Его не жалею их, и от Него надеюсь опять получить их». Даже мучители были изумлены таким мужеством юноши. Потом славную мученическую кончину приняли еще трое братьев Маккавеев. Седьмому же, самому младшему, мать их святая Соломония сказала: «Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий. Не страшись этого убийцы, но будь достойным братьев твоих и прими смерть, чтобы я по милости Божией опять приобрела тебя с братьями твоими». После сыновей скончалась и мать, радостно благодаря Бога за то, что она сама и дети положили души за закон Господа Вседержи-теля.



03.08 Пророки Осия, Амос, Михей, ЗАХАРИЯ….
Святой пророк Осия происходил из колена Иссахарова. Он жил в IX в. до Рождества Христова в царстве Израильском и был современником святых пророков Исаии, Михея и Амоса. В то время многие его соплеменники, забыв Истинного Бога, поклонялись идолам. Святой пророк Осия своими мудрыми наставлениями вновь обращал их к древнему благочестию. Обличая беззакония жителей Израиля, пророк возвещал им великие бедствия от иноплеменников и переселение в плен Ассирийский. Почти за тысячу лет до пришествия Спасителя святой пророк, по наитию Святого Духа, предсказал, что прекратится ветхозаветное жертвоприношение и не будет Ааронова священства ( Ос. 3, 5) и что по всей земле распространится истинное Богопознание ( Ос. 2, 20). Говорил Осия и о Христе, что Он возвратится из Египта ( Ос. 11, 1; сравни Мф. 2, 15), тридневно воскреснет ( Ос. 6; сравни 1 Кор. 15, 4) и победит смерть ( Ос. 13, 14; сравни 1 Кор. 15, 54 - 55). Пророчества святого Осии включены в число книг Священного Писания. Пророческое служение святого Осии продолжалось более 60 лет. В глубокой старости скончался Богодухновенный пророк, всю свою жизнь посвятивший исполнению воли Божией.

Пророк Амос
Святой пророк Амос, третий из 12 малых пророков, жил в VIII веке до Рождества Христова. В это время еврейский народ был разделен на два царства: Иудейское и Израильское. В Иерусалиме правил иудейский царь 0зия а у 10-ти отделившихся израильских колен - Иеровоам 11-й, идолопоклонник. В Вефиле он поставил кумира в виде золотого тельца, которому и поклонялись отвергшиеся от Истинного Бога израильтяне.
Пророк Амос был иудеем, уроженцем селения Фекуи. Простой и неученый, но сильный горячей верой и ревностью о славе Истинного Бога пастух был избран Господом на пророческое служение и послан в Израильское царство для обличения нечестивого царя Иеровоама и отступивших от Бога израильтян. Пророк предсказывал им великие бедствия, которым должны были подвергнуться Израильское царство и окружавшие его языческие народы за свое нечестие. За свои обличения пророк Амос неоднократно переносил побои и изгнания. Но он опять возвращался в Вефиль и, угрожая неминуемыми бедствиями, продолжал призывать израильтян к покаянию. Особенно ненавидел пророка жрец идольского капища Амасия. Пророк предсказал ему и всему его дому скорую погибель и за это подвергся избиению. Сын Амасии Озия ударил святого по голове дубиной и тяжело ранил. Пророк Амос, еле живой, достиг своего родного селения и там скончался около 783 года до Рождества Христова.
Пророк Михей
Сын Иемвлая. Жил в IX веке до Р. Х и происходил из колена Ефремова, был современником пророка Илии. Святой пророк Михей обличал израильского царя Ахава за отпадение от Бога в идолопоклонство и предсказал ему гибель в воине с ассирийцами, за что был посажен в темницу, где кормили его только хлебом и водой. Царь же Ахав отправился на войну, где и был убит согласно пророчеству св. Михея (3 Цар. 22, 8-35).
О кончине святого пророка Михея ничего не говорится в Священном Писании. Однако весьма вероятно, что св. пророк Михей умер мученической смертью от кого-либо из мучителей, ибо жена Ахава Иезавелъ, оставшаяся после мужа вдовой, и сын его Охозия, принявший после отца царство, и зять, царь иерусалимский Иорам, — все они не могли чувствовать расположения к предсказавшему погибель Ахава. В других источниках говорится, что за обличение беззакония св. пророк Михей был убит и брошен в пропасть; ближние св. Михея извлекли его честное тело оттуда и предали погребению в своей земле.
Пророк Захария
Пророк Захария Серповидец из 12-ти малых пророков происходил из колена Левиина, в книге Неемии назван главою священнического рода. Он был с юношеского возраста призван к пророческому служению и стал, по дивному слову церковного песнопения, "зрителем премирных видений". Именно в книге пророка Захарии содержатся вдохновенные подробности о пришествии Мессии ( 6, 12), о последних днях земной жизни Спасителя, о входе Господнем в Иерусалим на молодом осле ( 9, 9), о предании Господа за 30 сребреников и покупке на них земли горшечника ( 11, 12 - 13), о прободении ребра Спасителя ( 12, 10), о рассеянии апостолов из Гефсиманского сада ( 13, 7), о затмении солнца во время крестных страданий Спасителя ( 14, 6 - 7). "Весь вышний зарями просвещен", пророк Захария "будущая видел яко сущая". Согласно преданию, этот "истиннейший богоглагольник" дожил до глубокой старости и был похоронен недалеко от Иерусалима, рядом со своим знаменитым современником и сподвижником пророком Аггеем. Своим прозванием "Серповидец" Захария обязан одному из бывших ему откровений, в котором он видел летящий по воздуху свиток, изогнувшийся наподобие угрожающего серпа ( 5, 1-2).

04.08. Пост
05.08. Мученицы Вера, Надежда и Любовь и их мать София
Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь родились в Италии. Их мать, святая София, была благочестивой вдовой-христианкой. Назвав своих дочерей именами трех христианских добродетелей, София воспитывала их в любви ко Господу Иисусу Христу.
Святая София и дочери ее не скрывали своей веры во Христа и открыто исповедовали ее перед всеми. Наместник Антиох донес об этом императору Адриану (117 - 138), и тот велел привести их в Рим. Понимая, зачем их ведут к императору, святые девы горячо молились Господу Иисусу Христу, прося, чтобы Он послал им силы не устрашиться предстоящих мук и смерти. Когда же святые девы с матерью предстали перед императором, все присутствовавшие изумились их спокойствию: казалось, что они были званы на светлое торжество, а не на истязания. Призывая по очереди сестер, Адриан убеждал их принести жертву богине Артемиде. Юные девы (Вере было 12, Надежде - 10 и Любови - 9 лет) оставались непреклонны. Тогда император приказал жестоко истязать их: святых девиц жгли на железной решетке, бросали в раскаленную печь и в котел с кипящей смолой, но Господь Своей Невидимой Силой хранил их. Младшую, Любовь, привязали к колесу и били палками, пока тело ее не превратилось в сплошную кровавую рану. Перенося невиданные муки, святые девы прославляли своего Небесного Жениха и оставались непоколебимыми в вере. Святую Софию подвергли иной, тяжелейшей, пытке: мать была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей. Но она проявила необыкновенное мужество и все время убеждала девиц вытерпеть мучения во Имя Небесного Жениха. Все три девицы с радостью встречали свою мученическую кончину. Они были обезглавлены.
Мученики Христофор и Вера Чтобы продлить душевные страдания святой Софии, император разрешил ей взять тела дочерей. София положила останки их в ковчег и отвезла с почестями на колеснице за город и похоронила на высоком месте. Три дня святая София, не отходя, сидела у могилы дочерей и, наконец, предала там свою душу Господу. Верующие погребли тело ее на том же месте. Мощи святых мучениц с 777 года покоятся в Эльзасе, в церкви Эшо.
06.08.Пост

07.08. Св. 200 патриархов Третьего Вселенского Собора в Ефесе 431г..
III Вселенский собор (431 г.) проходил в обстановке борьбы православной церкви с учением Константинопольского патриарха Нестория. Тот проповедовал, что Иисус Христос родился человеком и стал всего лишь “обителью Божества”, а Дева Мария была не Богородицей, а “человекородицей”. Собор принял формулировку, по которой “из двух естеств, Божества и человечества, един Еммануил, един Господь Иисус Христос, един истинный Сын Бог и вместе человек, не человек обоготворенный, подобный тем, кои благодатию соделываются причастниками божественного естества, но истинный Бог, Который ради нашего спасения явился в человеческом образе”. Собор признал Богородицу царицей Небесной.
08.08. Вс.
09.08. Пост Богородицы
10.08. Пост Богородицы
11.08. Пост Богородицы
12.08. Пост Богородицы
13.08. Пост Богородицы


14.08. Праздник Шохакат: Озарение Св. Эчмиадзина по видению Григория Просветителя.
Праздник Озарения (Шохакат) связан с видением Христа Григору Просветителю в 302 г. Господь направил луч света на языческое капище у царского дворца и повелел строить на его месте храм. В 303 г. Григор возвел над ним церковь. Неподалеку от храма он возвел другую церковь, которую назвал Шохакат.



15.08. Верапохум Сурб Аствацацни - Успение Пресвятой Богородицы.
Успение Богородицы - один из пяти главных праздников Армянской церкви. Согласно агиографическим сборникам, архангел Гавриил явился Марии с вестью, что вскоре она усопнет и через три дня будет взята на небо. Мария “воспряла духом” и вместе с матерью апостола Иоанна Саломией поднялась на гору Елеон для молитвы. В третьем часу дня комнату Марии озарил ослепительный свет, и Христос в окружении ангелов сошел с неба принять душу матери.
Благословение винограда.
После литургии в день Успения совершается обряд благословения винограда. Обряд приурочен к Успению, но не совмещен с ним. По освященной традиции первый урожай приносился в храм как благодарность Творцу за дарованные земные блага. Священнослужители благословляют виноград и раздают прихожанам.
16.08 День Успения Поминовение усопших (Мерелоц)
17.08. День Успения
18.08. День Успения
19.08. День Успения
20.08. День Успения
21.08. День Успения
22.08.Вс
23.08. День Успения



24.08. Свв. Иоакима и Анны - родителей Пресвятой Богородицы и свв. жен - мироносиц.
Иоаким и Анна. Иоаким из рода царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона не имели детей и подвергались насмешкам. Супруги продолжали молиться, прося послать им дитя. Ангел сказал Анне, что у нее будет дитя, которое предрешено Богом, “и то, что родится от тебя, будет в почитании все века и до скончания их”. Иоакиму ангел возвестил, что его жена зачнет дочь, “которая будет в храме Бога, и Дух Святой почиет на ней... И сама она будет благословенна и станет Матерью вечной благодати”. Жены-мироносицы. После распятия Христа Мария Магдалина, Мария Иаковлева и утром пришли к гробнице, собираясь по обычаю совершить обряд помазания ароматами. Не обнаружив тела, Магдалина воскликнула: “Унесли Господа моего”. Увидев стоявшего там же воскресшего Христа, Мария приняла Его за садовника и попросила сказать, куда унесли тело Иисуса. В ответ Христос произнес только ее имя: “Мария!” и был узнан ею. Господь поручил Марии передать ученикам весть о Своем воскресении: “Скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему”.

25.08.Пост


26.08. Св. пророка Иеремии.
Иеремия был вторым из т.н. больших пророков. Его устами Бог обещал заключить новый завет со Своим народом. “Вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом”. Не веря предсказаниям пророка, люди изгнали его. Остаток жизни Иеремия провел в Египте..

27.08.Пост

28.08. Св. апостолов Фомы, Иакова и Симона.
Апостола Фому называли Близнецом. Он стал одним из 12 апостолов Христа. Фома отличался скептицизмом, проявившимся, в частности, после явления воскресшего Христа ученикам. Отсутствовавший Фома сказал: “ Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие”.
Фома проповедовал в Сирии, Персии, Восточной Индии, где крестил жену раджи, за что был убит.
Иаков. Предполагается, что он был братом евангелиста Матфея и вместе с апостолом Андреем проповедовал в Палестине. Он сумел обратить такое множество людей, что звался “семенем Божественным”. Был распят в египетском городе Остраците.
Симон был одним из 12 апостолов. Прозвище Зилот (ревнитель - греч.) указывает на принадлежность к одноименному политическому движению. Зилотами назывались ревнители единобожия, и даже Сам Бог в Священном Писании именует Себя ревнителем. В период римского ига движение переросло в политическую партию. Симон отошел от движения и примкнул к Христу. После вознесения Иисуса он проповедовал в Персии и Мидии. Существует предание, что апостол похоронен в Абхазии, там, где у впадения реки Псоу в Черное море стоит новоафонский Симоно-Кананитский монастырь..



29.08. Обретение пояса Пресвятой Богородицы.
По преданию, после успения Богородицы ее пояс хранился в Иерусалиме, где в IV в. был обнаружен у некоей вдовы. По приказу императора Аркадия пояс увезли в Константинополь, где возвели церковь Св. Богородицы. Аркадий хранил реликвию в драгоценном ларце, а после освящения храма положил реликвию в нем и утвердил посвященный ей праздник Обретения пояса Пресвятой Богородицы.


30.08. СВВ. ГОАРИН И СОМУЧЕНИКИ - 1156 Г.

Армянский князь Давид Севастийский и его старший сын были схвачены арабскими захватчиками Армении, и их принудили принять ислам. Но жена князя Давида и четверо его младших сыновей, Гоарин, Ратик, Цамид и Тухик, оставшиеся на свободе, открыто исповедовали христианскую веру. Когда мальчики выросли, они поступили на военную службу в арабскую армию и вскоре обнаружилось, что они христиане. Через несколько лет начальство узнали, что их отец принял ислам. Их вызвали на суд и потребовал от них того же. Старший брат их Арег исповедовал на суде ислам от имени семьи и тем спас своих родичей. Благодаря ответу старшего брата их вернули на службу. Боясь, как бы их возвращение целыми и невредимыми не было воспринято как доказательство отречения от веры, они продолжили открыто исповедовать Христа. Ратик поступил в монастырь Сурб Нишан (Св. Знамения). Остальные братья открыто молились в присутствии своих детей, принявших ислам, надеясь обратить их ко Христу. Тогда они снова были арестованы. На этот раз, однако, их жестоко пытали и, отчаявшись добиться отречения от христианства, обезглавили. Это произошло в 1156 г. Сын Гоарина, монах Теодор был очень огорчен смертью своего отца и его братьев, и публично осудил власти. Его также арестовали и пытали, а затем обезглавили. Так он стал соучастником своих родных в мученической смерти.

31.08. Святой пророк Иезекииль,Езр и Захария и святая праведная Елисавета

Святой пророк Иезекииль жил в VI веке до Рождества Христова. Родился в городе Сарире, происходил из колена Левиина, был священником и сыном священника Вузия. Во второе нашествие на Иерусалим вавилонского царя Навуходоносора, в 25-летнем возрасте Иезекииль был отведен в Вавилон вместе с царем Иехонией II и многими другими иудеями.
В плену пророк Иезекииль жил при реке Ховар. Там, на 30-м году жизни, в видении ему было открыто будущее еврейского народа и всего человечества. Пророк увидел сияющее облако, в середине которого был пламень, а в нем - таинственное подобие движимой духом колесницы и четырех крылатых животных, имевших каждое четыре лица: человека, льва, тельца и орла. Перед их лицами находились колеса, усеянные очами. Над колесницей возвышался как бы кристальный свод, а над сводом - подобие престола как бы из сверкающего сапфира. На этом престоле сияющее "подобие Человека", а вокруг Него радуга (Иез. 1, 4-28).
По толкованию отцов Церкви, пресветлое "подобие Человека", сидящего на сапфировом престоле, было прообразом воплощения Сына Божия от Пресвятой Девы Марии, явившейся Престолом Божиим; четыре животных прообразовывали четырех евангелистов, колеса со множеством очей - части света со всеми народами земли. При этом видении святой пророк от страха упал на землю, но глас Божий повелел ему встать и затем объявил, что Господь посылает его на проповедь к народу израильскому. С этого времени началось пророческое служение Иезекииля. Пророк Иезекииль возвестил народу израильскому, находившемуся в плену вавилонском, о предстоявших испытаниях в наказание за заблуждения в вере и отступничество от Истинного Бога. Пророк возвещал также и наступление лучших времен для своих пленных соотечественников, предсказывал возвращение их из вавилонского плена и восстановление Иерусалимского храма.
Особенно важны два знаменательных видения пророка - о храме Господнем, исполненном славы, и о сухих костях на поле, которым Дух Божий дал новую жизнь. Видение о храме было таинственным прообразом освобождения рода человеческого от работы вражией и устроения Церкви Христовой через искупительный подвиг Сына Божия, воплотившегося от Пресвятой Девы Марии, именуемой пророком "вратами затворенными", которыми прошел только Один Господь Бог (Иез. 44, 2). Видение о сухих костях на поле - прообраз всеобщего воскресения мертвых и новой вечной жизни искупленных Крестной смертью Господа Иисуса Христа (Иез. 37, 1-14).
Святой пророк Иезекииль имел от Господа дар чудотворения. Он, как и пророк Моисей, молитвой к Богу разделил воды реки Ховара, и евреи перешли на другой берег, избежав преследования халдеев. Во время голода пророк испросил у Бога умножения пищи для голодавших.
За обличение в идолопоклонстве одного еврейского князя, святого Иезекииля предали казни: привязанный к диким коням, он был разорван на части. Благочестивые евреи собрали растерзанное тело пророка и похоронили его на поле Маур, в усыпальнице Сима и Арфаксада, прародителей Авраама, недалеко от Багдада. Пророчества Иезекииля записаны в книге, названной его именем и включенной в Библию.
Святитель Димитрий Ростовский обращал внимание верующих на следующие слова в книге пророка Иезекииля: если праведник, надеясь на свою праведность, дерзнет грешить и в грехе умрет - будет отвечать за грех и подлежит осуждению; а грешник, если покается, и умрет в покаянии - его прежние грехи не воспомянутся перед Богом (Иез. 3, 20; 18, 21-24).

Святой пророк Захария и святая праведная Елисавета
Святой пророк Захария и святая праведная Елисавета были родителями святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Они происходили из рода Ааронова: святой Захария, сын Варахии, был священником в Иерусалимском храме, а святая Елисавета была сестрой святой Анны, матери Пресвятой Богородицы. Праведные супруги, "поступая по всем заповедям Господним беспорочно" ( Лк. 1, 5 - 25), страдали неплодием, что считалось в ветхозаветные времена великим наказанием Божиим. Однажды во время служения в храме святой Захария получил весть от Ангела, что его престарелая жена родит ему сына, который "будет велик пред Господом" ( Лк. 1, 15) и "предъидет пред Ним в духе и силе Илии" ( Лк. 1, 17). Захария усомнился в возможности исполнения этого предсказания и был за маловерие наказан немотой. Когда у праведной Елисаветы родился сын, она по внушению Святого Духа объявила, что назовет младенца Иоанном, хотя раньше в их роду такое имя никому не давали. Спросили праведного Захарию, и он также написал на дощечке имя Иоанн. Тотчас к нему возвратился дар речи, и он, исполнившись Святого Духа, стал пророчествовать о своем сыне как Предтече Господа.
Праведная Елисавета
Когда нечестивый царь Ирод услышал от волхвов о родившемся Мессии, он решил избить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев в возрасте до 2-х лет, надеясь, что в их числе будет и родившийся Мессия. Ирод хорошо знал о необычном рождении пророка Иоанна и хотел убить его, опасаясь, что он и есть Царь Иудейский. Но праведная Елисавета укрылась вместе с младенцем в горах. Убийцы повсюду искали Иоанна. Праведная Елисавета, увидев преследователей, со слезами стала молить Бога о спасении, и тотчас расступившаяся гора укрыла ее вместе с младенцем от погони. В эти бедственные дни святой Захария исполнял свою чреду служения в Иерусалимском храме. Воины, посланные Иродом, тщетно пытались узнать у него, где находится его сын. Тогда, по повелению Ирода, они убили святого пророка, заколов его между жертвенником и алтарем ( Мф. 23, 35). Праведная Елисавета скончалась через 40 дней после своего супруга, а святой Иоанн, хранимый Господом, пребывал в пустыне до дня своего явления израильскому народу.




СЕНТЯБРЬ


01.09.
02.09. Пророк и креститель Иоанн Предтеча и праведный hОБ
Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида). Жили его родители около Хеврона (в Нагорной стране), на юг от Иерусалима. Он приходился по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа. Как повествует Евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец рождается сын, которого они испросили в молитвах.
По милости Божией он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой. Он носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами (род саранчи). Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.
Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.
По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Мал. 4, 2). Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями — схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный... »
Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн (Богослов) и Андрей (Первозванный, брат Симона Петра).
Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал.
Царь Ирод Антипа (сына царя Ирода Великого) приказал посадить пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены (дочери аравийского царя Арефы) и за незаконное сожительство с Иродиадой. Иродиада до этого была замужем за родным братом Ирода, Филиппом.
В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь нечестивой Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства. Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод уважал Иоанна как пророка, поэтому он опечалился от такой просьбы. Однако постеснялся нарушить данную им клятву и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову и отдал ее девице, а та отнесла голову своей матери. Иродиада, надругавшись над отсеченной святой главой пророка, бросила ее в грязное место. Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии. За свое злодеяние Ирод получил возмездие в 38 году после Р. X.; его войска были разбиты Арефой, выступившим против него за бесчестье дочери, которую он покинул ради Иродиады, а в следующем году римский император Калигула сослал Ирода в заточение.
Как повествует предание, Евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, из Севастии взял в Антиохию частицу мощей великого пророка — его правую руку. В 959 году, когда мусульмане овладели Антиохией (при императоре Константине Порфирородном), дьякон перенес руку Предтечи из Антиохии в Xалкедон, откуда она была перевезена в Константинополь, где и хранилась до времени завоевания этого города турками. Потом правая рука Иоанна Крестителя хранилась в Петебурге в церкви Нерукотворного Спаса в Зимнем Дворце.
Святая же глава Иоанна Крестителя была найдена благочестивой Иоанной и погребена в сосуде на Елеонской горе. Позже один благочестивый подвижник, копая ров для основания храма, нашел это сокровище и хранил его у себя, а перед смертью, опасаясь поругания святыни неверующими, скрыл ее в земле в том же месте, где нашел. В царствование Константина Великого, два инока приходили в Иерусалим поклониться Гробу Господню, и одному из них явился Иоанн Предтеча и указал, где закопана его голова. С этого времени христиане стали праздновать Первое обретение главы Иоанна Предтечи.
О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».


03.09.Пост.
04.09. Св. 318 патриархов Первого Вселенского Собора в Никее.
Первый вселенский собор, в котором приняли участие 318 представителей монашества, состоялся в 325 г. в Никее. Армению на соборе представлял епископ Аристакес. Собор был созван для осуждения учения священника Ария из Александрии. Арий не принимал равносущности Иисуса Христа Богу Отцу и заявлял, что Сын Божий не создан из сущности Отца, к тому же Он не беспорочен, а подвержен искажениям, как все тварные. Собор отлучил Ария от церкви и с целью пресечения новых ересей принял Символ Веры - краткий свод главных догматов христианского вероучения.

05.09.Вс.
06.09Пост Крестовый
07.09.Пост Крестовый




08.09. Рождество Пресвятой Богородицы от Анны.
По преданию, отпрыск царского рода Давидова Иоаким и Анна из Ааронова первосвященнического рода не имели детей. Они молились, прося даровать им дитя, дав обет посвятить его Всевышнему. Господь послал ангела возвестить супругам о предстоящем рождении у них дочери, которую следует наречь Мариам (Мария), что означает “превознесенная, госпожа”..
09.09 Пост Крестовый
10.09. Пост Крестовый



11.09. Праздник св. Церкви накануне Воздвижения Креста.
В 326 г. мать Римского императора Константина I Елена совершила паломничество в Палестину, где велела построить храмы в местах, связанных с важнейшими евангельскими событиями. В Иерусалиме она обнаружила Крест Господень, часть которого она послала сыну, и тот приказал построить на месте обнаружения реликвии церковь Воскресения Христова. Ежегодно в день празднования освящения храма крест воздвигался на Голгофе. Обнаружение реликвии дало жизнь празднику Воздвижения.



12.09. Хачверац.
Воздвижение Животворящего Креста Господне (629 г.). Праздник связан с именем апостола Иакова - первого Иерусалимского епископа. По преданию, Иаков обнаружил и “воздвиг”, т.е. поднял над головами единоверцев частицу креста Господня, и запел “Кресту Твоему, Христос, поклоняемся”. По другому преданию, мать императора Константина Елена в Палестине обнаружила пещеру гроба Господня и три креста. По определенным признакам было установлено, на котором из них был распят Иисус. Чтобы крест был виден всем, епископ Макарий “воздвиг” его над головами людей, откуда и пошло название праздника.
В 614 г. персидский шах Хосров II захватил Иерусалим и увез крест в Персию. Армия византийского императора Ираклия, в составе которой были армянские полки под командованием князя Мжежа Гнуни, взяла реванш, и в 629 г. персы вернули крест христианам. Святыня была внесена в армянский город Карин. Самая высокая горная вершина на юго-востоке Каринской области стала называться Хачапайт (Крестное древо), а на склоне горы основали монастырь Св. Креста. Святыня была донесена до Константинополя, а оттуда попала в Иерусалим.
Воздвижению Креста предшествует семидневный пост, а суббота накануне считается Днем церкви. В понедельник после праздника совершается поминовение усопших.
13.09.Праздник Креста
14.09.Праздник Церкви
15.09.Пост, Праздник Церкви
16.09. Праздник Церкви
17.09.Пост, Праздник Креста
18.09. Праздник Креста
19.09.Вс
20.09. Пост Мученик Мамант, Преподобный Симеон Столпник
Мученик Мамант
Святой мученик Мамант родился в Пафлагонии от благочестивых и знатных родителей христиан Феодота и Руфины. За открытое исповедание своей веры родители святого были схвачены язычниками и заключены в темницу в Кесарии Каппадокийской. Зная свои телесные немощи, Феодот молился, чтобы Господь взял его прежде мучений. Господь услышал молитву, и он умер в темнице. Вслед за ним умерла и святая Руфина, разрешившись преждевременно сыном, которого она молитвенно препоручила Богу, прося Его быть Хранителем и Заступником осиротевшего младенца. Бог услышал предсмертную молитву святой Руфины: богатая вдова христианка Аммия с честью погребла тела святых Феодота и Руфины, а мальчика взяла к себе и окружила его материнской заботой. Святой Мамант вырос убежденным христианином. Приемная мать заботилась о развитии его природных способностей и рано отдала его учиться грамоте. Мальчик учился легко и охотно. Он был не по летам рассудителен и отличался ранней зрелостью ума и сердца. Благоразумными речами и личным примером юный Мамант обратил в христианство многих своих сверстников. Об этом донесли правителю Демокриту, и юноша был схвачен и представлен на суд. Из уважения к его знатному происхождению Демокрит не решился подвергнуть его пыткам и отослал его к императору Аврелиану (270 - 275). Тот сначала лаской, а затем угрозами намеревался совратить святого Маманта в языческую веру, но все его старания были напрасны: святой безбоязненно исповедал себя христианином и обличил безумие язычников, поклоняющихся бездушным истуканам. Разъяренный император подверг юношу жестоким истязаниям. Затем хотели утопить святого, но Ангел Господень спас Маманта и повелел жить на высокой горе в пустыне, находившейся недалеко от Кесарии. Повинуясь воле Божией, святой устроил там небольшую церковь и стал проводить жизнь в строгом воздержании, подвигах поста и молитвы.
Вскоре он получил удивительную власть над силами природы: к его жилищу собирались населявшие окрестную пустыню звери и слушали чтение Святого Евангелия. Питался святой Мамант молоком диких коз и ланей.
Не забывал святой и о нуждах своих ближних: приготовляя из этого молока сыры, он безвозмездно раздавал их нищим. Вскоре слава о Богоугодном житии святого Маманта распространилась по всей Кесарии. Обеспокоенный правитель послал за ним отряд воинов. Повстречавшись на горе со святым Мамантом, воины не узнали его, приняв за простого пастуха. Тогда святой пригласил их в хижину, напоил молоком и сам открыл им свое имя, так как знал, что его ожидает мученическая смерть за Христа. Отдав себя в руки мучителей, святой Мамант был приведен на суд наместника Александра, который подверг его изощренным и длительным истязаниям. Однако они не сломили христианскую волю святого. Он был укреплен обращенными к нему свыше словами: "Крепись и мужайся, Мамант". Когда святого Маманта отдали на съедение зверям, те не тронули святого. Тогда один из языческих жрецов поразил его трезубцем. Смертельно раненный, святой Мамант вышел за пределы города. Там, в небольшой каменной пещере, он и предал дух свой Богу, Который во всеуслышание призвал святого мученика Маманта в горнии селения (+ 275). Верующими он был погребен на месте кончины.
Вскоре христиане стали получать от него благодатную помощь в своих недугах и скорбях. Святитель Василий Великий так говорит о святом мученике Маманте в проповеди к народу: "Поминайте святого мученика: те, кто видел его в видении, кто из живущих на сем месте имеет его помощником, кому из призывающих имя его он помог самим делом, кого из заблудших в жизни наставил, кого от недугов исцелил, чьих детей, уже умерших, снова возвратил к жизни, чью жизнь продолжил - все, собравшись воедино, принесите хвалу мученику".

Преподобный Симеон Столпник родился в Каппадокийском селении Сисан в семье христиан Сусотиона и Марфы. С 13 лет он стал пасти овец своего отца. К этому первому своему послушанию он относился добросовестно и с любовью. Однажды Симеон, услышав в церкви Евангельские заповеди блаженств, был потрясен их глубиной. Не доверяя собственному незрелому суждению, он тут же обратился с расспросами к опытному старцу. Старец охотно разъяснил отроку содержание услышанного и окончательно укрепил в нем решимость следовать Евангельским путем. Не заходя домой, Симеон направился в ближайший монастырь и после слезных просьб был через неделю принят в число братии. Когда Симеону исполнилось 18 лет, он принял иноческий постриг и предался подвигам строжайшего воздержания и непрестанной молитвы. Его ревность, непосильная для остальной монастырской братии, встревожила игумена, и он предложил преподобному либо умерить свои аскетические подвиги, либо покинуть монастырь. Тогда преподобный Симеон удалился из обители и поселился на дне высохшего колодца, где мог беспрепятственно исполнять свои суровые обеты. Через некоторое время игумену в сонном видении явились Ангелы, которые повелели ему вернуть Симеона в монастырь. Однако преподобный недолго пробыл в обители. Вскоре он удалился в каменную пещеру, расположенную недалеко от села Галанисса, и прожил там три года, все более совершенствуясь в иноческих подвигах. Однажды он решил провести всю святую Четыредесятницу без пищи и пития. С помощью Божией преподобный выдержал этот строгий пост. С тех пор он всегда на все время святой Четыредесятницы полностью отказывался даже от хлеба и воды, двадцать дней молясь стоя, а двадцать дней - сидя, чтобы не дать ослабеть телесным силам. Целые толпы народа стали стекаться к месту его трудов, желая получить исцеление от недугов и услышать слово христианского назидания. Избегая мирской славы и стремясь вновь обрести утраченное уединение, преподобный избрал еще не известный в то время вид подвижничества. Он построил столп высотой в 4 метра и поселился на нем в маленькой келлии, предавшись усиленной молитве и посту. Молва о преподобном Симеоне дошла до высшей церковной иерархии и императорского двора. Антиохийский Патриарх Домнин II (441 - 448) посетил преподобного, совершил на столпе Божественную литургию и причастил подвижника Святых Тайн. Подвизавшиеся в пустыне отцы также узнали о преподобном Симеоне, избравшем такой трудный вид подвижничества. Желая испытать нового подвижника и узнать, угодны ли Богу его непомерные подвиги, они отправили к нему своих посланцев, которые должны были от лица отцов приказать преподобному Симеону сойти со столпа. В случае неповиновения они должны были насильно стащить его на землю, а если бы он проявил покорность, им поручено было от имени отцов благословить его на продолжение подвига. Преподобный проявил полное послушание и глубокое христианское смирение.
Преподобному Симеону довелось пережить многие искушения, и он неизменно одерживал над ними победу, полагаясь не на собственные слабые силы, а на Самого Господа, Который всегда приходил к нему на помощь. Преподобный постепенно увеличивал высоту столпа, на котором стоял. Последний его столп был высотой в 40 локтей. Вокруг него была возведена двойная ограда, которая возбраняла беспорядочным толпам народа слишком близко подходить к преподобному и нарушать его молитвенную сосредоточенность. Женщины вообще не допускались за ограду. В этом преподобный не сделал исключения даже для собственной матери, которой после долгих и безуспешных поисков удалось, наконец, обнаружить своего пропавшего сына. Не добившись свидания, она так и умерла, приникнув к окружавшей столп ограде. Тогда преподобный попросил принести к нему гроб и благоговейно простился с усопшей матерью - и тогда мертвое лицо ее просияло блаженной улыбкой.
Преподобный Симеон провел в усиленных иноческих подвигах 80 лет, из которых 47 он простоял на столпе. Бог даровал ему исполнить в столь необычных условиях поистине апостольское служение - многие язычники приняли Крещение, потрясенные нравственной стойкостью и телесной крепостью, которые Господь даровал Своему подвижнику.
Первым узнал о кончине преподобного его ближайший ученик Антоний. Встревоженный тем, что его наставник в течение 3-х дней не показывался народу, он поднялся на столп и нашел его мертвое тело, склоненное на молитве (+ 459). Погребение преподобного совершил Антиохийский Патриарх Мартирий (456 - 468) при огромном стечении духовенства и народа. Его похоронили недалеко от столпа. Антоний устроил на месте его подвигов монастырь, на котором почило особое благословение преподобного Симеона.


21.09. Св. Февронии, Марианы и Шушаник.
Феврония. В Сиваполисе существовала женская обитель, где жила дева Феврония. Когда в 304 г. римляне приблизились к городу, обитательницы монастыря разбежались, оставив здесь двух старых монахинь и Февронию. Пораженный красотой девушки, епарх Селин предложил ей выйти замуж за своего племянника, но та ответила, что принадлежит Христу. Уговоры отречься от христианства ни к чему не привели, и Селин вывел девушку на площадь. Ее раздели и стали пытать огнем. Селин приказал отрубить Февронии руки и ноги, а затем голову. После казни у него начались припадки: он возбужденно ходил по галерее дворца городского правителя, затем бросился на каменную колонну и стал биться головой об нее до тех пор, пока не упал бездыханный.
Мариана родилась в Антиохии в III в. и рано лишилась матери. Отец отдал ее на воспитание христианке, которая приобщила девочку к своей вере. Узнав об этом, отец отрекся от Марианэ. Епарх Ливий имел приказ разгромить местную христианскую общину. Увидев Марианэ, Ливий подумал: “Если она свободная горожанка, я женюсь на ней, если рабыня - выкуплю за любые деньги”. Узнав, что девушка - христианка, епарх огорчился, но решил убедить ее отречься. Уговоры и угрозы не действовали на девушку. Епарх приказал пытать ее и, не добившись своего приказал бросить ее в котел с кипящей водой. Услышав приговор, пленница воскликнула: “Господи, пусть эта вода послужит к моему крещению”. Едва она прочитала молитву, как в небе появился белый голубь с масличной ветвью в клюве и с небес раздался глас: “Блаженна ты, Марианэ, ибо сумела сохранить непорочность свою. Приди же и прими свой венец”. Шушаник Мамиконян была правнучкой католикоса Саака Партева и дочерью св. князя Вардана Мамиконяна. Она вышла замуж за правителя Гугарка - князя Васкена. Васкен принял зороастризм и отправился в Персию просить шаха приблизить его к трону. За это он обещал отвратить своих детей от христианства. Он потребовал у Шушаник отречься от Христа, на что та воскликнула: "Мне дано со всей святостью и праведностью поклоняться Богу живому”. Князь избил жену и приказал не пускать к ней врачей. Узнав, что Шушаник по-прежнему ходит в церковь, Васкен заковал ее в кандалы, а сам уехал в Персию. Благодаря слугам Шушаник имела возможность общаться с людьми. К ней шли паломники, которых она наставляла жить в праведности и исцеляла молитвами. До Васкена дошли слухи об этом. Он вернулся и избил жену так, что надежды на исцеление не осталось. Люди приходили к угасавшей Шушаник удостоиться ее благословения. Княгиня испустила дух со словами: “Славлю Тебя, Христос, сподобивший меня недостойную умереть, дабы стать угодной в Твоем Царствии. Мучения мои да будут угодны тебе по заступничеству святых отцов моих, возлюбивших Имя Твое”. До последнего вздоха Шушаник читала молитвенник, переписанный рукой ее предка - святого Саака.
22.09.Пост
23.09.=================================
24.09.Пост


25.09. Св. Победоносца Георгия (Сурб Геворг), Адокта и Романа певца.
Георгий Победоносец, один из самых популярных христианских святых, покровитель христианского воинства, жил в III в. Он происходил из знатного каппадокийского рода, служил тысяцким в римской армии и был христианином. В годы правления императора Диоклетиана возобновились гонения на христиан. Георгий оставил военную службу и стал проповедником. В 303 г. его схватили и привели на судилище. На вопрос, кто он такой, Георгий ответил: “Прежде всего, мое имя - христианин, называюсь я Георгием. Господу моему так угодно, чтобы я приносил плоды благочестия на Его ниве”. Диоклетиан предложил Георгию исповедовать язычество, обещал одарить и приблизить к себе. На что святой ответил: “Обещанные тобою почести и награды временны, так же, как и твое царство, но заветы Христовы и царствие Его вечны”. Георгия обезглавили в Никомедии (по другой версии - в Каппадокии).
Цари и стратеги средневековой Армении почитали Георгия своим покровителем. Царь Гагик I (Х-ХI в.) построил в Оромосе церковь Сурб Геворг, и велел высечь на стене свою молитву, обращенную к святому.
Св. Адокт (Давикт) жил в III-IV вв. Вельможа-христианин за отказ выдать свою дочь Каллисфену замуж за императора-язычника Максимиана был сослан в армянский город Мелитину, где его казнили.
Дьякон Роман (VI в.) служил пономарем в константинопольской церкви Св. Софии. Срадая от неумения петь, он молил Богородицу ниспослать ему музыкальный дар. Однажды Богоматерь явилась ему в сонном видении, вручила свиток и велела проглотить. Проснувшись, Роман почувствовал необыкновенный прилив вдохновения и независимо от себя запел неизвестный гимн Богородице, который сочинялся по ходу пения. С того дня дьякон стал сочинять духовные песни, называемые кондаками, и создал их около тысячи. Его произведения были широко распространены в средневековой Армении. .



26.09. Варага Сурб Хач.
Явление креста на горе Вараг. Девы-христианки, в конце III в. бежавшие в Армению от преследований императора Диоклетиана, нашли пристанище на горе Вараг у озера Ван. Одна из них, Рипсимэ, носила на шее частицу крестного древа Господня, которую перед уходом в Вагаршапат передала варагским монахам. Прошло три с половиной века, и никто не знал, где реликвия. Монахи молились Богу, прося указать им место ее нахождения. В 653 г. одному из них Господь в видении открыл это место. Монах увидел, как над вершиной Варага вспыхнул свет и двенадцатью лучами осветил храм, в центре которого сиял нерукотворный крест. Незримая сила направила крест к церковке и осветила алтарь, под которым, как понял монах, лежала реликвия. Свет, осветивший алтарь, был так ярок, что его наблюдали в отдаленных областях. Лучи не гасли 12 дней, и в Вараг стал стекаться народ. Сюда прибыл католикос Нерсес III. Духом подтвердив истинность реликвии, он установил посвященный Варагскому кресту календарный праздник и пост, именуемый в народе “монашеским”.
27.09. СВ. ДАВИД ДВИНЕЦИ (ДАВИД ДВИНСКИЙ) - 701 Г.
Родившегося у отца-араба и матери-христианки мальчика назвали Сурханом. Он поступил на военную службу у арабов в очень молодом возрасте и был направлен в Армению, где служил бок о бок с армянским князем Григором Мамиконяном. Он принял христианство, был крещен католикосом Анастасом I и наречен Давидом. Много лет он прожил в мире, женился на армянке и правил деревней вблизи столицы Армении, города Двин. Прожив там тридцать лет праведной христианской жизнью, он в доброй вере воспитал своих сыновей и внуков.
Когда наместником Армении, находившейся под властью арабов, стал Абдаллах Востикан, он начал преследовать христиан. Среди первых схватили и Давида, поскольку он был прежде мусульманином. Житие так передает разговор мученика с гонителем: "Злодей приказал привести блаженного к нему в комнату, в которой он находился со своей наложницей, и, раскрыв рот, смертоносно изрек: ''Покорись моему приказу и отрекись от Христа''. А тот достойно своему статному виду, преклонному возрасту, внешнему благолепию, прекрасным, ласкающим взор седым волосам, достодолжному воспитанию и преисполненности благочиния с отроческих лет до самой старости, подобно блаженному Елиазару, оставался тверд в благом решении и не обращал внимания на угрозы: Споспешник же дьявола приказал бросить Святой Крест на землю и, нанося удары кулаками, понуждал его попрать победу славы и залог вечной жизни - Святой Крест. Но он не подчинялся и говорил злодею: ''Я не выполню твоих гибельных приказов. Свершай поскорее, что задумал''". Мученик отказался отречься от Христа и после пыток был распят на кресте, а потом ему пронзили сердце мечом. В то время ему было 65 лет. Его тело с почестями захоронили у алтаря двинского кафедрального собора св. Григора. По преданию из меча, которым он был казнен, христиане, выкупив его, изготовили крест и почитали его как реликвию.




28.09.?????????????????? ===============
Мученица Ермиония
Святая мученица Ермиония была дочерью святого апостола Филиппа. Желая увидеть святого Иоанна Богослова, Ермиония со своей сестрой Евтихией отправилась на поиски святого в Асию (Малая Азия), но во время путешествия они узнали о смерти святого. Продолжая путь, сестры встретили ученика апостола Павла Петрония и, подражая ему во всем, стали его ученицами. Святая Ермиония, владея врачебным искусством, оказывала помощь многим христианам и силою Христовой врачевала болезни.
В это время император Траян (98 - 117) шел войной на персов и проходил со своим войском через селение, где жила святая. Когда ему донесли, что Ермиония христианка, он велел привести ее к себе. Вначале император хотел ласковыми увещеваниями убедить святую отречься от Христа. Когда это не удалось, он приказал бить ее долгое время по лицу, но она с радостью претерпевала эти страдания. Притом она была утешена видением Господа, седящего на престоле судейском, похожего лицом на Петрония. Убедившись, что она непреклонна в своей вере, Траян отпустил ее. Ермиония устроила гостиницу, в которой принимала больных, врачуя их душевные и телесные недуги.
Преемник императора Траяна Адриан за исповедание христианской веры велел вновь привести святую на суд. Сначала император приказал бить ее без пощады, затем ей пронзили ступни ног гвоздями и, наконец, бросили в котел с кипящей смолой, оловом и серой. Но святая за всё возносила благодарение Богу. И Господь оказал ей свою милость: огонь угас, олово разлилось, а святая осталась невредимой. Удивленный Адриан подошел к месту мучений и дотронулся до котла, чтобы удостовериться, не остыл ли он. Как только он прикоснулся к котлу, кожа на руке опалилась. Однако и это не убедило мучителя. Он приказал раскалить сковороду и положить на нее святую мученицу. Здесь снова было показано явное чудо. Ангел Господень разбросал угли и опалил многих, стоявших около огня. Святая стояла на сковороде, как на зеленой траве, и воспевала славословие Господу. Сойдя со сковороды, святая мученица сделала вид, что желает принести жертву богу Геркулесу. Радостный царь приказал отвести ее в идольское капище. Когда же святая помолилась там Богу, послышался сильный гром, и все идолы в капище упали и разбились. В ярости царь приказал вывести Ермионию за город и отсечь ей голову. Двум слугам - Феодулу и Тимофею - было поручено осуществить казнь. Идя по дороге, они хотели совершить беззаконие над святой, но лишь только они об этом подумали, руки у них высохли. Тогда они уверовали во Иисуса Христа и с раскаянием припали к ногам святой Ермионии. Они просили ее помолиться Господу, чтобы Он призвал их к Себе прежде нее, что по этой молитве и совершилось. После этого, помолившись, и она отошла ко Господу (+ ок. 117 года).

29.09.Пост
30.09. СВВ. СААК И АМАЗАСП АРЦРУНИ - 786 Г.
Во времена арабского господства над Арменией два брата - князь Амазасп Арцруни и его брат Саак - вместе с другими армянами подняли мятеж, дав отпор арабскому военному отряду. Арабский наместник Хазм добился, чтобы князь Амазасп вместе с братьями - Сааком и Меружаном - прибыли к нему. Их схватили и поставили перед выбором - отречение от веры или смерть. Меружан Арцруни не выдержал пыток и принял ислам, после чего был с почетом отпущен арабами и назначен управителем провинции Васпуракан. Двое других братьев отказались принять ислам и арабский наместник был ужасно разгневан. Их жестоко пытали, а потом обезглавили - это произошло в 786 г. Житие рассказывает, что перед казнью Амазасп сказал своему брату Сааку: "Ты, по плоти оказавшийся мне братом, моложе меня; считавшийся меньшим при моем княжении, теперь ты станешь первым мучеником и воссядешь на первый престол, приняв мученичество первым. И, насладившись первой чашей мы возвеселимся за столом телесным пиром. Ныне ты первый испей чашу спасения Христова, и да будет прославлено имя Господа мученичеством твоим". После казни брата Амазасп воздел руки и обратился к Богу: "Славлю Тебя, Отче Господа нашего Иисуса Христа, сподобившего нас умереть за имя Твое святое, сохранившего непоколебимую веру в Тебя и возрадовавшего нас утешительным Духом Твоим Святым, обитающим в нас. Благодаря чему мы пренебрегли преходящей и временной славой, сбросили с себя старого человека и облеклись в нового, который есть Сын Твой, пригласивший нас на небесную свадьбу". И много еще другими словами благодарил Господа и молил его за свой народ и за Церковь, после чего палач отсек ему голову. После смерти их тела выставили на шестах, а затем сожгли, развеяв пепел по ветру, чтобы народ не мог почитать мощи этих мучеников. В память о мученичестве братьев, христиане высекли их имена на каменной стене храма Св. Креста (Сурб Хач) на острове Ахтамар, где была столица Васпураканской провинции. Судьба отрекшегося от веры Меружана была печальной - узнав о его измене Христу, местоблюститель князя Амазаспа, князь Давид Мамиконян напал на него и убил, чтобы смыть пятно позора с рода Арцруни.

Напишите мне

Hosted by uCoz