Армянская Апостольская Церковь – одна из древнейших в мире, на протяжении всей истории христианства остается частью «единой, святой, соборной и апостольской церкви» Христовой. Называется Апостольской, будучи основанной апостолами Христа Фаддеем и Варфоломеем. Принадлежит к семье древневосточных провославных церквей, куда входят Эфиопская. Коптская, Сирийская и Индийско-малабарская. Духовный и административный центр – Первопрестольный Св.Эчмиадзин – Католикосат всех армян.
Как государственная религия христианство в Армении было принято в 301 г. Первостепенную роль в принятии христианства сыграли святой Григорий Просветитель Армении, ставший первым Католикосом Армянской церкви (302-325 гг.) и царь Армении Трдат III (287-330 гг.). Для посвящения в сан епископа св. Григорий отбыл в Кесарию Каппадокийскую, где был рукоположен каппадокийскими епископами во главе с Леонтием Кесарийским. Епископ Севастии Петр совершил обряд возведения на престол Св. Григория в Армении. Церемония состоялась в Аштишате, где со времен апостольских существовал епископский престол.
Согласно Преданию, св. Григорию было видение: Сын Человеческий огненным молотом указал место, где следовало возвести церковь. Возведенный на указанном месте храм был назван "Эчмиадзин", что в переводе с армянского означает "Сошел Единородный", т.е. Иисус Христос. В 303 г. Григорий Просветитель завершил строительство кафедрального собора.
Армянская церковь формировалась и строилась в Армении как самостоятельная, автокефальная христианская национальная церковь. Формы и методы деятельности Армянской церкви тесно связаны с ее вероисповеданием., в основе которого лежит Библия, а также решение первых трех Вселенских соборов – Никейского (325г.), Константинопольского (381 г.) и Эфесского (431 г.). вопросе христологии принимает Эфесское вероисповедание, по которому божественная и человеческая природа Христа соединены (но не слиты) в Его Лице и составляют одну соединенную и неразделимую личность. Армянская церковь отвергает монофизитское учение Евтихия.Главой церкви является избираемый пожизненно Верховный Патриарх – Католикос всех армян. Постоянная резиденция которого – Св.Эчмиадзин.Духовенство делится на два вида: священники (женатые) и монахи (принявшие безбрачие). Патриаршие и епископские престолы, как и другие высшие духовные должности, занимает безбрачное духовенство.
Уже в 1717 году, когда на Престоле Святого Эчмиадзина восседал Католикос Аствацатур I Амаданци, была создана Российская епархия с целью объединения всех армянских церквей в России. Центром епархии стал г. Астрахань, по названию которого епархия стала именоваться Астраханской. В
1966 г., когда Москва стала новым епархиальным центром после объединения Нахичеванской и Северокавказской епархии с Московским пасторством, образовалась Ново-Нахичеванская и Российская епархия.
Армянская церковь принимает Православный Символ Веры, утвержденный Всемирной Церковью на Первом Вселенском Соборе (325 г.) :
«Веруем в единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
И единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Бога Отца единородного от естества Отцова. В Бога от Бога; в Сына от Света; в Бога истинного от Бога истинного, рожденного, а не сотворенного; единосущного Отцу, Коим сотворено все на небесах и на земле, видимое и невидимое. Ради нас людей и спасения нашего ради сошедшего с небес, воплотившегося, всчеловечившегося, родившегося совершенно от Святой Девы Марии Духом Святым. Приявшего плоть, душу, разум и все, что есть в человеке, - истинно, а не сомненно. Страдавшего, распятого, погребенного, на третий день воскресшего, вознесшегося на небеса в том же теле, воссевшего одесную отца. Грядущего в том же теле и во славе Отца судить живых и мертвых; Его же Царству нет конца.
Веруем и в Духа Святого, несотворенного и совершенного, глаголившего в Законе, Пророках и Евангелиях. Сшедшего на Иордан, проповедавшего Посланного и обитавшего в святых.
Веруем в единую соборную Апостольскую Церковь.В одно Крещение, в покаяние, очищение и отпущение грехов; в воскресение мертвых; в вечный суд душ и тел; в царство Небесное и жизнь вечную;
В 406 г. св. Месроп Маштоц божественным откровением создал армянский алфавит. При содействии Католикоса и царя Месроп Маштоц основал во многих областях Армении школы, а позже высшие учебные заведения.
Армянская церковь принимает семь таинств – крещение, миропомазание, покаяние, причащение, венчание, посвящение, или рукоположение, соборование.
Церковь относится к браку свято, т.к. браки заключаются на небесах. Брак, семья – это есть благочестивая жизнь, когда в любви и мире рождаются «новые жизни» и продолжается род человеческий. И забота о душе, о теле ( т.е. физическое здоровье) – обязанность каждого истинного христианина, т.к. душа, тело – это дарование Божье. Заботясь о чистоте здоровья нашей души и тела – тем самым мы доказываем нашу любовь к Богу, к окружающим и к самим себе, сохраняя здоровую среду вокруг нас.
Никаких ограничений для членов и служителей церкви в отношении их гражданских прав и обязанностей в Армянской церкви не предусмотрено.
Армянские церковные общины в России впервые появились еще задолго до основания г. Москвы, а в Санкт-Петербурге - почти сразу после основания города. Первые письменные свидетельства о деятельности армян в Петербурге относятся к 1708 г. В 1711 г. Петр 1 дал Сенату указ:" Армян как возможно приласкать и облегчить, в чем пристойно, дабы тем подать охоту для большего их приезда".
Строительство армянских храмов и начало деятельности Армянской Апостольской Церкви в Петербурге, Москве и России относится ко времени Екатерины II. В июле 1763 г. был издан манифест о свободном отправлении
церковных обрядов всеми народами, селившимися в России. В обеих столицах были отведены места для возведения их церквей.
Исторически наша централизованная религиозная организация прошла следующие этапы: начала свою деятельность на территории России со 2 мая 1770 г., когда по указу Ее Величества Императрицы Екатерины II было разрешено армянской общине строительство храмов в Санкт-Петербурге и Москве. По челобитной руководителя армянской общины. Крупного государственного деятеля'' и просветителя, графа И.Л. Лазарева Екатерина II отвела под строительство армянской церкви собственные земли на северной стороне Невского проспекта.
А в 1773 г. Католикос Симеон I Ереванци (17 - 1780) учредил Российскую епархию Армянской Апостольской Церкви, которая в 1780 г. была переименована в Ново-Нахичеванскую. Император Павел I Высочайшей грамотой подтвердил право живущих в России армян исповедовать свою религию и иметь своего духовного предводителя. Он заверил армянский народ в своей милости и покровительстве, "кои навсегда неотъемлемы будут".
27 октября 1799 г. вышла грамота Павла I, сообщавшая о том, что он, принимая во внимание "отличное трудолюбие, тщательное домостроительство, благонравие и примерное поведение армян и в целях привлечения новых поселенцев из их числа, пожаловал армянам новые милости и преимущества". Павел подтвердил привилегии армянских общин Новой Нахичевани, Астрахани, Моздока, Кизляра, Григориополиса, Дербента, Старого Крыма, других российских городов. "Всемилостивейше благоволим Мы не только утвердить прежние права и преимущества их, но и для возбуждения в них вящей ревности к подражанию и в прочих иностранных поселениях, даровать сим армянским обществам реальные выгоды и преимущества".
В 1809 г. на территориях, завоеванных Россией во время Балканской войны, указом Александра I была основана армянская епархия Бессарабии в центром в г. Яссы. Однако по Бухарестскому мирному договору 1812 года, когда территория между Прутом и Днестром вошла в состав российской империи как Бессарабская губерния с центром в Кишиневе, а Яссы отошел к Османской империи, новым епархиальным центром Армянской церкви в России стал Кишинев. Через восемнадцать лет указом императора Николая I от 30 апреля 1830 года епархия была реорганизована и стала именоваться Ново-Нахичеванской и Бессарабской, но ее центром оставался Кишинев. От Астраханской епархии были отделены и введены в состав Бессарабской общины Дона, Крыма, Малороссии, Новороссии, Петербурга и Москвы. В юрисдикции Астраханской епархии оставались Северный Кавказ, Поволжье, Сибирь и Средняя Азия.
К 1842 году в Российской империи уже насчитывалось 36 кафедральных, приходских и кладбищенских армянских церквей. Одна только Астраханская епархия имела 23 церкви. Как отмечалось выше, в новом названии епархии стал фигурировать город Новый Нахичеван, к описываемому времени ставший одним из важных армянских центров и игравший видную роль в жизни российских армян. Поэтому неудивительно, что в 1895 году епархиальный центр был перенесен именно ''сюда и в XIX в. на территории Российской империи существовало уже две армянских епархии.
В XX веке после октябрьского переворота 1917 г. практически все церковные общины Армянской Апостольской Церкви были ликвидированы, церкви закрыты, а здания, церковные сооружения и имущество церквей было национализировано. Так Ново-Нахичеванская и Российская епархия Армянской Апостольской Церкви прекратила свою деятельность на территории России и возобновила ее только с 1955 года, когда по ходатайству Московской армянской общины и Верховного Патриарха Католикоса Всех Армян Вазгена I в г. Москве была открыта и вновь освящена церковь "Сурб Арутюн" ("Святого Воскресения"), построенная еще в 1815 году на территории Ваганьковского кладбища.
О МОНОФЕЗИТСТВЕ
В XIII веке Армянская Апостольская Церковь пыталась объяснить, что при разной формулировке у нее с Православной Церковью одно вероучение. А в прошлом веке многие русские богословы совершенно четко доказали, что армяне - не монофизиты.
Согласно Священному Преданию Армянской Церкви, первые семена христианства на земле Армении были посеяны уже апостолами Фаддеем и Варфоломеем. Исторически она ообразована, трудами святого Григория Просветителя, сын и преемник которого, Аристакес, был участником I Вселенского Собора. В своей догматике Армянская Церковь основывается на постановлениях первых трех Вселенских Соборов и придерживается христологии свт. Кирилла Александрийского.
Важнейшее в истории армянского народа событие - рождение Армянской Церкви - произошло в 301 году. Первостепенную роль в принятии христианства сыграли Григорий Просветитель Армении, ставший первым Католикосом Армянской Церкви (302-326), и царь Армении Трдат III (287-330).
В 287 году Трдат прибыл в Армению в сопровождении римских легионов, чтобы вернуть отцовский престол. В поместье Ериза, гавара Екегеа, он совершал обряд жертвоприношения в капище языческой богини Анапит. Однако один из сподвижников царя, Григорий, будучи христианином, отказался принести жертву идолу. Григория заключают в Арташатскую темницу, предназначенную для "смертников". В том же году Трдат издает два указа: в первом из них повелевается арестовывать всех находящихся в пределах Армении христиан "с конфискацией их имущества", а во втором - казнить всех укрывающих христиан.
Интересно, что гонения на христиан привели Трдата к тяжелому нервному заболеванию, которое в V веке в народе называли "свиной" болезнью (поэтому скульпторы и изображали Трдата со свиной головой). Тогда сестра царя Хосровадухт стала видеть один и тот же сон, в котором ей сообщалось, что Трдата может исцелить только заключенный в темницу Григорий.
Григорий, чудом оставшийся в живых, был освобожден из заключения и торжественно принят в Вагаршапате. Он сразу предал земле мощи великомучеников, убитых по приказу Трдата, и, после 66-дневной проповеди христианства, исцелил царя, который после этого, вместе со всем двором, принял крещение и провозгласил христианство государственной религией Армении.
Позже, явившийся Григорию ангел указал, где поставить православный храм, который был назван "Эчмиадзин", что в переводе с армянского означает "сошел Единородный" (т.е. Иисус Христос).
В 387 году Армения была разделена между Византией и Персией. Именно на период этих тяжелейших испытаний приходится "золотой век" армянской письменности. Христианское богослужение в Армении совершалось на двух языках: греческом и сирийском. Естественно, что многое было непонятно народу, хотя во время богослужения специальные переводчики переводили отрывки из Священного Писания на армянский язык. Но, "чтобы христианство овладело душой и сознанием народа, необходимо его звучание на родном языке", - отчетливо осознавал архимандрит Месроп Маштоц. Маштоц мечтал о создании армянского алфавита. После продолжительной работы и молитвы, Божественным откровением, св. Месроп в 406 году создает армянский алфавит. Первое предложение, переведенное им на армянский язык, было: "Познать мудрость и наставление, понять изречения разума" (Притчи 1,1).
Армении на протяжении десятилетий приходилось защищать христианство от набегов на страну соседей-мусульман - персов, турков-сельджуков, монголов и татар.
В современной православной среде обычно говорят, что армяне - не православные, поскольку они не приняли решения IV Вселенского Собора - то есть они монофизиты. В результате, в течение последних 15 веков Армянская Церковь вынуждена была доказывать, что она является Православной. Что, по мнению многих арменологов, не соответствует действительности.
IV Вселенский (Халкидонский) Собор (451) был созван для осуждения ереси Константинопольского архимандрита Евтихия, который, отрицая несторианство, впал в противоположную крайность и стал учить о полном слиянии Божественной и человеческой природы во Христе. При этом Божество неизбежно поглощало человечество (т.н. монофизитство). 630 епископов Собора утвердили антиномическую истину о том, что две природы во Христе соединены "неслиянно и неизменно" (против Евтихия), "нераздельно и неразлучно" (против Нестория). Каноны Собора окончательно зафиксировали т.н. "Пентархию" - соотношение пяти патриархатов.
Во-первых, армяне не признают этот Собор, потому что они в нем не участвовали, так как в том же году они воевали с Персией (битва же была очень важной - битва за веру). Во-вторых, до сих пор остается вопросом, можно ли его считать Вселенским, если на нем не было армян? Кроме того, Собор этот был первым спорным Собором, поскольку решения его Церковью были официально отвергнуты, и в течение 15 лет после Собора не принимались, и Церковь никакой окончательной позиции по этому вопросу не принимала до VI века.
Армяне же отрицали обе ереси. Примечательно, что они, одни из немногих, кто после чтения Символа веры, до сих пор читают анафему и на Нестора и Евтихия, (то есть проклинают именно монофзитство). Здесь, налицо, еще и лингвистическая проблема. То философское понятие, которое по-гречески называется Ипостась, армянский язык того времени не мог выразить. Поэтому армяне говорят, что Иисус Христос и настоящий человек, и настоящий Бог, так как ему присуща и Божественная и человеческая природа и, что они объединились в одну (мы говорим - ипостась), как они говорят - природу.
Еще в XIII веке армяне объяснили, что при разной формулировке у них с Православной Церковью вероучение одно. Не так давно Католикос всех Армян подписал Декларацию, которая заканчивалась словами Халкидонского Собора, потому что, не смотря на то, что они самого Собора не принимают, но фактически, их христология идентична Православной. Что касается русского богословия, то уже в прошлом веке многие богословы совершенно четко доказали, что армяне - НЕ МОНОФИЗИТЫ.
|